Эффективность интерактивных форм обучения

Современная педагогика » Интерактивные формы обучения в вузе » Эффективность интерактивных форм обучения

Страница 1

Решение новых задач, стоящих перед системой образования, связано с созданием и использованием наиболее эффективных методов обучения и воспитания учащихся. Речь идет о методах, активизирующих обучаемых, побуждающих их к самостоятельной и творческой деятельности. Но что такое большая или меньшая эффективность методов обучения? И как определить, какой метод в данной учебной ситуации дает лучшие результаты? Попробуем ответить на эти вопросы.

Дадим общее определение эффективности. Эффективность - это степень соизмерения результатов с затратами; система показателей, характеризующих уровень использования производственных мощностей системы. Т.е. эффективность (E) - это отношение полученного полезного результата (R) к затратам (M), понесенным для достижения этого результата.

E = R / M

Числитель в формуле эффективности обучения - результативность обучающих процессов, качество знаний, удобство обучающей среды. Знаменатель - недостатки методов обучения, неудобство среды обучения, временные затраты.

В количественном виде результаты обучения, как и любой другой социальной реформы, оценить практически невозможно. Модернизация образования, как утверждают реформаторы, преследует цель повысить его качество и сделать его более доступным для широких слоев населения. Но возникает проблема, как оценить изменения.

Существуют методы определения эффективности обучения:

1.метод экспертного оценивания в виде анкетирования;

2.экспериментальное изучение динамики успеваемости учащихся при освоении ими знаний;

3.собеседование с участниками, как индивидуальные, так и групповые;

4. социологические исследования с использованием сочетания анализа и собеседования;

5. компьютерный сбор данных;

6. методики структурно-параметрической идентификации оценки качества обучения. Согласно этой методике, построение модели состоит из двух этапов: вначале проводится эвристическое конструирование самой модели, а затем выполняется параметрическая идентификация.

Таким образом, оценка эффективности - это выявление показателей результативности учебного мероприятия, успеваемости и удовлетворенности слушателей, качества знаний.

Эффективность интерактивного обучения определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым обрабатывать (анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать и т.д.) информацию, увеличивать свою осведомленность, добиваться лучших результатов работы.

К этим факторам относятся:

запоминаемость,

гибкость в использовании,

предоставление помощи,

доступность.

Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, позволяет работать в "зоне ближайшего развития" студента, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы. Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые, т.е. приближаться к естественным условиям дальнейшей деятельности. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов.

Согласно исследованиям психологов, оценивших реальный эффект от интерактивного обучения:

1. интерактивность улучшает внимание. Повышенное внимание должно улучшать качество обучения.

2. предоставление обратной связи учащимся после интерактивного вопроса улучшает качество обучения.

3. повторное знакомство с учебным материалом, вызванное неверным ответом на интерактивный вопрос никак не влияет на качество обучения.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Особенности позиции руководителя в детской субкультуре
В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. Важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельности. Щурковой Н.Е. предложен ...

Определение и сущность воображения
Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы сущес ...

Психологические основы непроизвольной памяти младших школьников
Развитие передовой философской общественной и естественнонаучной мысли оказывало свое положительное влияние на разработку специальных вопросов психологической науки, в том числе и вопросов психологии памяти. В связи с этим в развитии отечественной и зарубежной психологии были не только общие черты, ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru