Развитие передовой философской общественной и естественнонаучной мысли оказывало свое положительное влияние на разработку специальных вопросов психологической науки, в том числе и вопросов психологии памяти. В связи с этим в развитии отечественной и зарубежной психологии были не только общие черты, но и существенные различия. Если в эмпирической психологии на Западе психика человека часто сводилась к пассивной, безличностной механике представлений, то в отечественной психологии она чаще всего связывалась с жизнью, с деятельностью человека, с особенностями его личности. Это относится и к характеристике процессов памяти.
Одним из передовых русских психологов-сторонников ассоциативной психологии, распространявшим ассоциативный принцип на всю психическую жизнь, был Любовский ("Краткое руководство к опытному душесловию", 1815 год).
Важный шаг вперед в разработке вопросов памяти в нашей отечественной психологии был сделан Галичем (1834). Он уделяет большое внимание характеристике мотивационной стороны сознания и деятельности людей, связывает сознание человека с практической деятельностью, с его местом в обществе.
Успехи Ушинского в разработке системы психологической науки, в творческой переработке того, что было создано до него, обусловливались во многом его активной педагогической целеустремленностью, его желанием переделать практику обучения и воспитания детей. В специальной главе "Участие нервной системы в акте памяти" Ушинский подробно аргументирует формы этой связи. Он писал: "Период отрочества ребенка, начиная от 6-ти или 7-ми лет до 14 и 15-ти, можно назвать периодом самой сильной работы механической памяти. Память к этому времени приобретает уже очень много следов и, пользуясь могущественной поддержкой слова, может работать быстро и прочно в усвоении новых следов и ассоциаций…" [10,c.76]
Выготский в своей "Педагогической психологии" (1926) также широко пользуется закономерностями работы мозга, установленными Павловым и Ухтомским, для характеристики физиологических основ памяти. [5,c.226]
Монография Леонтьева "Развитие памяти" (1931) составила важный этап в изучении памяти в советской психологии. В ней впервые в отечественной психологии была поставлена и подвергнута экспериментальному изучению проблема произвольной и непроизвольной памяти, а также сделана серьезная попытка преодолеть концепцию механической и логической памяти.
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они составляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
В психологическом словаре под редакцией В.В.Давыдова и В.П.Зинченко дается следующее определение памяти. Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.). Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.[30,c.128]
Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении (Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее м уже приобретенным ранее знанием. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее).
Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.
Тонкости педагогики:
Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, ...
Источники краеведческой информации
Краеведческая библиография. Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входят выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы. Основным объектом краеведческой библиографи ...
Содержание начального образования непрерывного курса информатики
В обучении информатике принято выделять четыре ступени: пропедевтическую (начальный курс), базовую (базовый курс), профильную (профильные курсы), профессиональную (вузовский курс). Основная задача начальной школы — дать основы для получения образования (в общем смысле — научить читать, писать, счит ...