Приведем данные различных видов запоминания у детей дошкольного и младшего школьного возрастов:
Сравнив данные таблиц, мы можем сделать вывод, что эффективность непроизвольного запоминания в любом возрасте гораздо выше, чем произвольного запоминания.
Преимущественное развитие одного из видов памяти, выделяемых в соответствии с характером и способом восприятия запоминаемого материала является индивидуальным различием памяти. Для многих людей характерно большее развитие одного из следующих типов памяти: вербальной, образной, эмоциональной или двигательной. Соответствующая преобладающему типу памяти информация лучше запоминается и восстанавливается. Внутри указанных основных типов памяти существуют отдельные подтипы (например, память на лица, на числа и т.д.). Широко известны индивидуальные различия, обусловленные способом (модальностью) восприятия информации. В этом случае лучше других запоминается один из следующих видов информации: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
Одним из факторов, определяющих индивидуальные различия памяти, являются особенности функционирования нервной системы. Однако, в первую очередь и главным образом индивидуальные различия являются следствием различий в деятельности, осуществляемой людьми. Соответственно, наибольшего развития достигают те типы памяти, которые более часто используются человеком: математику легче запомнить абстрактные символы, художнику – образы и т.д.
Фактически память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение неповторимого "рисунка" деятельности конкретного индивида. [31,c.98]
Тонкости педагогики:
Возникновение дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной пед ...
Особенности в организации обучения элементов математики детей младших групп
Основная форма работы – обучение детей на занятиях. Занятия по математике проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели за ...
Духовно-нравственное
преодоление СДВГ дошкольников
Рассмотрим динамику и один из подходов к заболеванию, т.е., что первично и что вторично. В дошкольном возрасте основным проявлением СДВГ является гиперактивность. Такие дети бесцельно склоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. О наличии у ребенка СДВГ, пре ...