Интерактивные формы обучения в вузе

Современная педагогика » Интерактивные формы обучения в вузе

Актуальность темы состоит в том, что одним из приоритетных направлений развития вуза на протяжении нескольких лет является внедрение новых способов преподавания в образовательный процесс.

Сформированное информационное пространство высшей школы – это довольно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур вуза с целью повышения качества образовательного процесса. Управление сформированной системой призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития учащихся.

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы студент не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке учащихся. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого студента. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории и обществознания для расширения кругозора учащихся и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" — взаимный, "act" — действовать. "Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях "преподаватель — студент" или "преподаватель — группа учащихся (аудитория)". При интерактивном обучении диалог строится также на линиях "студент — студент" (работа в парах), "студент — группа учащихся" (работа в группах), "студент - аудитория" или "группа учащихся — аудитория" (презентация работы в группах), "студент — компьютер" и т.д.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Цель данной работы состоит в определении функций и направлений использования интерактивных форм обучения в учебном процессе, а также возможностей их применения в преподавании дисциплины "Бухгалтерский учёт"

Задачи работы предусматривают:

характеристику интерактивных форм в связи с их использованием в интенсификации образовательного процесса;

определение педагогических целей использования интерактивных форм обучения;

анализ состояния интерактивных форм обучения в вузе (на примере Академии труда и социальных отношений);

определение основных направлений совершенствования интерактивных форм обучения в вузе.


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru