Особенности позиции руководителя в детской субкультуре

Современная педагогика » Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре » Особенности позиции руководителя в детской субкультуре

Страница 1

В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. Важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельности. Щурковой Н.Е. предложено понимание педагогической позиции как продукта педагогического мышления, следствия осознанного природного образовательного процесса [16, 63].

Позиция имеет множество значений, но данное нам более подходит по смыслу. Позиция-это положение, расположение кого, чего-либо (от латинского «positio») [12, 1375].

В исследованиях Слободчикова В.И. профессиональная позиция определяется как ответственное отношение к ценностям и способам реализации деятельностных норм. Здесь важным для нас является акцент на ценностное отношение субъекта к своей деятельности [14, 57].

По мнению Юдиной Е.Г., профессиональная позиция педагога представляет собой достаточно устойчивый феномен сознания и определяет тот тип взаимодействия с ребёнком, который будет реализован этим педагогом в его педагогической деятельности [18, 162].

Мы придерживаемся определения, данного Шелиховой Н.И Автор считает, что профессиональная позиция может быть представлена как единство профессионального сознания, профессиональной деятельности и профессиональных отношений [15, 98]. Исследуя особенности проявления позиции педагога при общении с ребёнком (партнерской и авторитарной), она отмечает, что наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнера, которая характерна для личностно-ориентированного образования [16, 115].

Успех реализации реформы школы в значительной степени зависит от мастерства учителя, от максимального и полного проявления им своих возможностей и способностей и от оптимального выбора каждым учителем средств и способов своей педагогической деятельности, наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям. Внимание к труду конкретного учителя, в том числе новатора, требует изучения его индивидуального стиля деятельности [11,324].

В работе мы опирались на подход Мерлина В.С. к индивидуальному стилю как к проявлению вариативности удовлетворительных программ выполнения деятельности, вызванной ее «зоной неопределенности»; на представление Климова Е.А. об индивидуальном стиле как совокупности общих и особенных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки а также учитывали специальную теорию индивидуальности и психофизиологические исследования индивидуальности [9;6].

Педагогическая позиция, по словам Слободчикова В.И., уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной - с условиями его развития [14, 92].

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектом учебной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя - это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Разработка задач для проверки знаний и умений учеников в соответствии с требованиями проекта стандарта 2010 года по теме «Функции»
При первом появление понятия функции следует отказаться от четкой формулировки определения. В ныне действующих учебниках нет единства в вопросе определения функции. Поэтому целесообразно вводить определение понятия в 9 классе, а до этого строить теорию при отсутствии определения. Определение функци ...

Методы и организация исследования
В работе использованы следующие методы исследования: 1. Метод анализа и обобщения литературных источников. 2. Анкетирование. 3. Метод шкалирования. Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 27 литературных издания. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авт ...

Сущность и характеристика подвижных игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых, нравственных качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомли ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru