Дифференциация содержания дошкольного образования на современном этапе

Современная педагогика » Становление и развитие дошкольного образования в России » Дифференциация содержания дошкольного образования на современном этапе

Страница 1

Термины "индивидуализация обучения", "дифференциация обучения" широко используются в научной педагогической литературе. Эти понятия очень близки, имеют общую область действия. Тем не менее, ни одно понятие не поглощает полностью другого.

Дифференциация обучения, по мнению исследователей, - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Как в индивидуализации, так и в дифференциации учитываются индивидуальные особенности детей. Различие данных понятий заключается в следующем: при индивидуализации учитываются особенности каждого ребёнка, а при дифференциации - групп детей. Можно сказать, что индивидуализация является наивысшей степенью дифференциации.

Что касается области дошкольного образования, то здесь вопрос индивидуализации и дифференциации обучения является в некоторой степени декларативным: сама идея пропагандируется давно, а вот условия реализации дифференцированного подхода проработаны недостаточно (как в области теории, так и практики). Имеются немногочисленные научные работы, посвященные названной проблеме. Это, например, исследование В. Шебеко, посвященное реализации дифференцированного подхода в процессе физического воспитания дошкольников. Также данная проблематика нашла свое отражение в работах М. Руновой, М. Маханевой, Я. Ковальчук, Т. Ивановой. Можно утверждать, что проблема индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников - одна из центральных психолого-педагогических проблем, заключающаяся не в решении вопроса о необходимости дифференциации обучения дошкольников как такового, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления.

Одним из факторов, влияющих на успешность процесса обучения детей дошкольного возраста, является то, насколько четко педагог представляет себе основные характеристики учащихся - их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Иными словами в процессе обучения дошкольников необходимо ориентироваться на специфику их познавательных процессов. Разработка путей и средств обучения должна быть неразрывно связана с изучением тех изменений в психической деятельности обучаемых, которые вызваны педагогическим воздействием. Это дает педагогу возможность варьировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями и потребностями ребенка.

Процесс обучения в упрощенном, схематическом виде представляет собой процесс восприятия и усвоения предложенной ребенку информации. В связи с этим нам представляется необходимым обратить внимание на индивидуальные особенности восприятия информации детьми дошкольного возраста. Еще Н. Крупская, говоря об особенностях восприятия дошкольниками действительности и усвоения информации о ней, утверждала, что ребенку необходимо "ощупать каждую вещь, понюхать ее, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз осмотреть ее, десяток раз повторить ее название и т.д. и т.п.". Этот факт в целом всегда учитывался в дошкольной педагогике. Но вопрос об индивидуальных особенностях детей - кому из них в первую очередь необходимо услышать, кому - понюхать и увидеть и т.п. - до настоящего времени мало разработан.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ "Об образовании", каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольного образовательного учреждения. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении в п.5, в настоящее время установлен закрытый перечень возможных видов дошкольных образовательных учреждений, дифференцирующихся в зависимости от реализуемых направлений деятельности, связанных с нуждаемостью воспитанников в тех или иных услугах (оздоровительных, интеллектуальных, художественно-эстетических, коррекционных и т.д.).

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.):

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Урок – основная форма организации обучения в школе
Я считаю, что примером применения преподавания является урок. Что такое урок? Ответ на данный вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающем является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучен ...

Цели воспитания
Цели воспитания в современных условиях могут быть сформулированы следующим образом: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – это воспитание и формирование такой личности, которая сочетает в себе физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту, рационально проявляет св ...

Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения
Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения, прежде всего своих физиологических потребнос ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru