Становление и развитие дошкольного образования в России

Современная педагогика » Становление и развитие дошкольного образования в России

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Отечественная и мировая педагогическая наука на всём протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам дошкольного воспитания детей. Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа.

В настоящее время историко-педагогические исследования в нашей стране приобретают особое значение. Осознание их теоретической важности в системе педагогических наук в значительной мере определяется и стимулируется социальными условиями бытия науки, сложившимися на современном этапе общественного развития. Исторически подтверждено, что общество, осуществляющее коренные изменения в своем укладе или переживающее кризисные состояния, связанные с поиском новых, нетрадиционных путей своего развития, неизбежно обращается к своему прошлому. Знание истории данного процесса, которая содержит в себе опыт прогнозирования, может помочь выбрать оптимальные пути перевода дошкольных образовательных учреждений в "режим развития" и осознать роль исторического материала дошкольного образования; осмыслить взаимообусловленность традиционного и инновационного в цивилизованном процессе развития российского общества, что чрезвычайно важно в условиях стандартизации образования. Одна из тенденций, отличающих современное состояние истории дошкольной педагогики в России, заключается в том, что всё отчетливее проявляется стремление специалистов дошкольного образования к познанию истории научных областей, направлений и отдельных проблем дошкольной педагогики. Роль теоретического знания возрастает, что предполагает расширение и обогащение содержания, повышение качества воспитания и обучения, пересмотр программ дошкольного образования с точки зрения их соответствия требованиям социально-экономического и научного прогресса. Успех в осуществлении этих и других мер во многом зависит от воспитателя, его научной эрудиции, общей культуры и профессионального мастерства, а также от его теоретической подготовленности. Никакая практическая деятельность воспитателя без теории невозможна. Педагогическую практику без теории еще К.Д. Ушинский сравнивал со знахарством в медицине. Между теоретической и практической педагогикой существует связь и зависимость, они могут развиваться и обогащаться только во взаимодействии.

В историко-педагогических исследованиях складывался подход, направленный на изучение той дошкольной педагогики, которая обслуживала общественно-государственные формы первоначального воспитания и обучения. В результате складывалось впечатление, будто после К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского и видных деятелей дошкольного воспитания второй половины XIX в. развитие дошкольной педагогики почти прекратилось. Подспудно даже существовало некоторое пренебрежение к дореволюционному опыту, исследователи ориентировались лишь на современную науку, забывая, что "без истории нет теории". Исследования последних лет подтвердили тот факт, что в России дошкольная педагогика имела серьезные достижения. Современная дошкольная педагогика и сегодня при описании воспитательно-образовательного процесса часто обращается к трудам педагогов конца XIX - начала XX вв. Анализ общей ситуации в современной истории педагогики высветил следующие противоречия теоретического характера, определяющие известные трудности и недостатки в исследовании проблем воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста в России:

между необходимостью высокой теоретической подготовки воспитателя, практической востребованностью историко-педагогических знаний в подготовке современных работников дошкольного образования и отсутствием целостной историко-научной концепции становления и развития дошкольной педагогики как области научного знания в России;

между значимостью пространства историко-педагогического знания России, стремлением к его объективному описанию и не всегда научно корректным анализом;

между общеупотребительностью положения о росте и развитии педагогического знания в историко-педагогическом процессе и недостаточностью понимания и разработанности логики, этапов, закономерностей этого развития;

между реальным вкладом отечественной педагогики в мировой педагогический процесс, решавший фундаментальные проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей раннего и дошкольного возраста, и отсутствием обоснования их взаимосвязей, а также своеобразия становления и развития в России, в современных историко-педагогических исследованиях.

С учетом вышесказанного и указанных противоречий была сформулирована проблема исследования: основные направления развития дошкольного образования в современной России.

Данная проблема обусловила выбор темы дипломной работы - "Становление и развитие дошкольного образования в России".

Гипотеза исследования: Теория такого сложного, изменчивого объекта, как единый процесс воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста, не появляется вдруг. Она есть результат длительного исторического опыта. Каждый последующий этап её развития предполагает критическое освоение идей прошлого. Развитие системы дошкольного образования должно проходить с учётом историко - теоритического анализа развития российской системы дошкольного образования.

Объект исследования: развитие системы дошкольного образования в России.

Предмет исследования: современная система дошкольного образования в России.

Актуальность исследования, гипотеза, объект и предмет определили цель исследования: определить основные направления развития дошкольного образования в современной России.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, сформулировать основные направления в развитии дошкольного образования в России;

Выявить предпосылки, обусловившие формирование дошкольной педагогики как специальной отрасли научного знания в России.

Сформулировать современные требования к организации содержания дошкольного образования в России.

Определить тенденции в развитии дошкольного образования на современном этапе.

Теоретическая база исследования: В работе использованы следующие методы исследования: Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих друг друга теоретических методов исследования: изучение и теоретический анализ литературных и архивных источников, материалов периодической печати; метод обобщения и систематизации фактического материала; сравнительно-сопоставительный анализ состояния дошкольного образования на разных исторических этапах развития; системный анализ, учитывающий социально-экономические, этнокультурные и другие факторы развития дошкольных учреждений. Выбор конкретных методов исследования определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обоснованы концепции содержания дошкольного образования в отечественной педагогике России; определены достижения и трудности в развитии содержания дошкольного образования. В исследовании используется термин и раскрывается сущность категории "содержание дошкольного образования"; результаты исследования влияют на объективную оценку истории отечественной дошкольной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях связанных с изучением данной темы, что будет способствовать повышению теоретической подготовленности и компетентности, научной эрудиции, общей культуры и профессионального мастерства воспитателя.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.


Тонкости педагогики:

Роль детского творческого коллектива в развитии личности
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его осво ...

Описание инновационных технологий, используемых в рамках методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы
Для совершенствования методической работы в МДОУ №4 предложим к реализации проект методической работы по теме инновации «Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей». Таблица 3 - Мероприятия по методическому сопровождению инновационной деятельности пед ...

Интонационные средства
Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru