Задание. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.
Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.
Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.
Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину, в ней жизни, движения, у автора вода сочилась, стояла, падала, шлёпала.
Такой анализ учит оценивать текст с точки зрения его соответствия содержанию речи, не злоупотреблять назывными предложениями.
Можно проводить задания такого типа:
вставить пропущенные буквы;
обозначить орфограммы;
обозначить основы предложений;
указать типы сказуемых и способ выражения.
Аналитическое чтение
Перед вами поэтический портрет мужчины. Рассмотрите его.
– Что вы видите на первом плане?
– Разделите стихотворение на части и определите главную мысль каждой.
– Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?
– Первая часть стихотворения создаёт внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер? Как?
– Попробуем заменить составные именные сказуемые в первой части простыми глагольными. Что теряет образ в результате такой замены?
– Вторая часть – проникновение во внутренний мир, в характер и даже прошлое героя. Какой же человек перед нами?
– Поэт описывает портрет или своё впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.
– Какое впечатление производит портрет на вас? Убедил ли вас поэт в том, что прошлое этого человека именно таково? Почему можно считать предположение Гумилёва убедительным?
– Какие чувства вызывает у поэта герой картины? Подтвердите ответ текстом.
– Какую жизнь, по-вашему, прожил этот человек?
– Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями? Какая?
Самостоятельная работа.
Рассмотреть репродукцию картины Н. Крамского «Неизвестная» и написать подражание Гумилёву (композиция, синтаксический строй).
Задания на обобщение по теме «Типы сказуемых»
1. Записать текст под диктовку: сделать синтаксический и пунктуационный разбор.
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды как металл.
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках – намёки и фигуры…
Вот холм сомнительный, подобный вздутым рёбрам,
Чей согнутый хребёт порос, как шерстью, чобром?
Кто этих мест жилец: чудовище, титан?
Здесь душно в темноте. А там – простор, свобода,
Там дышит тяжело усталый океан.
М. Волошин
2. Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить грамматическую основу и указать вид сказуемых.
Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были чёрные, красные и жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налёт, свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и тепла. Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и жёлтыми отсветами скал, струился над нами. Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затенённые углы, гроты, выстланные чёрным блеском и светлой подворной травой.
Тонкости педагогики:
Государственный образовательный стандарт
Понятие стандарта (от английского - Standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества. Ста ...
Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами. Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе ...
Определение учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке
Во время применения монологического метода деятельность учащихся исполнительская, заключающаяся в конспектировании материала. Во время применения алгоритмического метода деятельность учащихся исполнительская, частично репродуктивная заключающаяся в конспектировании и усваивании алгоритма решения за ...