Здесь сначала хочется выделить тенденции изменения в «детском мире» вообще, в характере жизни детей (21):
- Рождаемость падает, но растет «ценность» детства, внимание к нему.
- На детей тратится все больше средств (и все меньше времени?), спектр возможностей расширяется
- Дети максимально погружены в будущее (причем фантастическое).
- Дети все больше чувствуют себя равными взрослым (отсюда неуважение к старшим).
- Дети рано приобщаются ко взрослой жизни (отсюда ранние пагубные привычки).
Это приводит, в частности, к таким вызовам образованию:
- Растет депрофессионализация.
- Распространяются краткосрочные формы подготовки (на рабочем месте).
- Наступает десинхронизация времени вступления в жизнь и завершения школы.
- Ширится массовое высшее образование – главная задача средней школы научить учиться, проектировать
- Родители хотят участвовать в образовательном процессе.
- Коммерческие цели образования склоняют распространить его на весь срок жизни.
- Нарастает информатизация – школа не монопольный транслятор знаний (при этом явно приходят издержки – клиповое мышление и утрата способности читать и осмысливать длинные тексты).
От этого системой образования тенденции приобретаются, естественно, в русле всего мирового процесса:
- Происходит глобализация всех сторон системы;
- Углубляется дробность содержания обучения, мозаичность знания;
- Идет сокращение неравенства образования между стран и внутри стран;
- Бурно увеличивается количество разных методик («технологий») преподавания;
- Имеется стремление к все большей формализации неформализуемого (духовного) результата;
- Прогрессирует усложнение структур всех систем (точно по православной поговорке - «дело сатаны - умножать сущности») ;
- Применяются все более абстрактные методы контроля результативности образования (например, ЕГЭ);
- В мировой системе образования, видимо, сейчас происходит четко обозначившийся отход в явно ненаучные и даже оккультистские мировоззренческие поля, примером тому является «вальдорфская школа» Штайнера, которая прямо декларирует антропософские (оккультные) ценности, в частности развитие общения с потусторонним миром «ангелов», как их там называют, и оккультное учение Рушеля Блаво.
Кроме того, согласно (22) и множеству аналогичных источников, «Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума, что обусловлено нарастающими в нем процессами глобальной компьютеризации и информатизации различных сфер деятельности общества и человека.», и далее эти источники наперебой хвалят «возможности развития и новые технологии». Правда, никто нигде не говорит о том, для чего это нужно: добавит ли это счастья или вечности каждому конкретному человеку.
Справка: смысл и историчность образования по-христиански
"Я есмь путь и истина и жизнь"
Иисус Христос. Евангелие от Иоанна, 14: 6
Начнем с понимания смысла существования человека вообще.
Светское общество находит этот смысл в «общественно-полезном труде» вне личности каждого из нас: в воспитании детей, научной работе, пользе обществу и т.д. В действии вовне себя.
Тонкости педагогики:
Работа над выразительностью чтения
Для того, чтобы правильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения: Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если обр ...
Методика исследования уровня речевого недоразвития
Для обследования детей с моторной алалией мы использовали традиционную методику логопедического обследования. При составлении данной методики использовались принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р.Е.Левиной, методы обследования нарушений речи, предложенные Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной. ...
Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему
здоровью
В своем исследовании мы основывались на трудах известных отечественных педагогов и психологов, посвященных проблемам формировании личности подрастающего поколения: Л.И. Божович (45, 46), И.В. Дубровиной (189), И.С. Кона (102, 103), В.А. Крутецкого (ПО), Н.Д. Левитова (116), Л.И. Мнацаканяна (138), ...