При анализе педагогических подходов к формированию элементов экологической культуры на современном этапе рассмотрим, каким образом проблема взаимодействия человека и природы понималась педагогами прошлого.
Я.А. Коменский считал, что природное в человеке обладает самодвижущей силой. Цель воспитания, по его мнению, - раскрытие природных задатков. Жан-Жак Руссо придерживался идеи «естественного развития» ребенка. Естественное воспитание природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, обеспечить свободное развитие, научить пользоваться органами чувств. По мнению Ж.-Ж. Руссо ребенок должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности отношений в ней и жить по установленным ею законам.
И.Г. Песталоцци рассматривал человека как совершенное существо. Учитывал идею родосообразности. Цель воспитания по И.Г. Песталоцци – гармоническое развитие всех сил и способностей человека. Он считал, что природным силам и способностям ребенка присуще стремление к развитию.
К.Д. Ушинский разработал целостную научную систему, в которой воспитание – всестороннее развитие человека во всем многообразии отношений человека с социальной средой и природой. Ему принадлежит идея народности, то есть своеобразие каждого народа.
В.А. Сухомлинский – воспитание человека через общение с природой пронизывает всю его педагогическую систему. Природа в умелых руках педагога превращается в фактор воспитания. Он написал труд «Книга природы» - программа развития младших школьников во взаимодействии с окружающей природной средой. В процессе взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает педагогические задачи: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, житейское воспитание, оздоровление детей. Опыт В.А. Сухомлинского служит доказательством того, что взаимодействуя с природой, совершая творческую деятельность в окружающей природной среде, всесторонне воспитывается ребенок. [14, с. 56.]
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев в учебном пособии «Педагогика» пишут, что цель формирования экологической культуры школьников – воспитание ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностей, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с ней, готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы. [18, с. 76-89]
тувинский фольклор экологический культура
Тонкости педагогики:
Технология работы с аудиотекстами УМК «New Millennium English – 11» для успешной подготовки учащихся
Сложные для восприятия аудиотексты, в отличие от графических текстов, нельзя подвергнуть методической обработке за счет упрощения языка или сокращения объема. Для того чтобы снизить риск неудачи при аудировании аутентичного иноязычного текста, учащихся нужно подготовить к восприятию именно этого ау ...
Нравственно-эмоциональные
стороны проявления гиперактивности дошкольников
Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальн ...
Культурно - гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детей
культурно- гигиенических навыков и привычек
В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенным образом. Для успешного формирования такой потребности необходи ...