Концепции формирования экологической культуры младших школьников

При анализе педагогических подходов к формированию элементов экологической культуры на современном этапе рассмотрим, каким образом проблема взаимодействия человека и природы понималась педагогами прошлого.

Я.А. Коменский считал, что природное в человеке обладает самодвижущей силой. Цель воспитания, по его мнению, - раскрытие природных задатков. Жан-Жак Руссо придерживался идеи «естественного развития» ребенка. Естественное воспитание природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, обеспечить свободное развитие, научить пользоваться органами чувств. По мнению Ж.-Ж. Руссо ребенок должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности отношений в ней и жить по установленным ею законам.

И.Г. Песталоцци рассматривал человека как совершенное существо. Учитывал идею родосообразности. Цель воспитания по И.Г. Песталоцци – гармоническое развитие всех сил и способностей человека. Он считал, что природным силам и способностям ребенка присуще стремление к развитию.

К.Д. Ушинский разработал целостную научную систему, в которой воспитание – всестороннее развитие человека во всем многообразии отношений человека с социальной средой и природой. Ему принадлежит идея народности, то есть своеобразие каждого народа.

В.А. Сухомлинский – воспитание человека через общение с природой пронизывает всю его педагогическую систему. Природа в умелых руках педагога превращается в фактор воспитания. Он написал труд «Книга природы» - программа развития младших школьников во взаимодействии с окружающей природной средой. В процессе взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает педагогические задачи: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, житейское воспитание, оздоровление детей. Опыт В.А. Сухомлинского служит доказательством того, что взаимодействуя с природой, совершая творческую деятельность в окружающей природной среде, всесторонне воспитывается ребенок. [14, с. 56.]

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев в учебном пособии «Педагогика» пишут, что цель формирования экологической культуры школьников – воспитание ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностей, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с ней, готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы. [18, с. 76-89]

тувинский фольклор экологический культура


Тонкости педагогики:

Развитие навыков трудолюбия у младших школьников
Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным вне ...

Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника
Одним из важнейших критериев обучения русскому языку наряду с формированием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности школьника является развитие ученика как языковой личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (аудирование, чтение, говорение и письмо). Обучение рус ...

Модели мышления как системы
Появление темы формирования мышления как образовательного результата связано с известным тезисом Э.В. Ильенкова: «школа должна учить мыслить» [10]. Но перевод этого философского тезиса в практический план требует «положить» в качестве исходной какую-либо модель мышления: одних общефилософских рассу ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru