Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования

Современная педагогика » Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования

Страница 3

Выбор профессии – чрезвычайно важный этап в жизни каждого человека. Этот момент осложняется тем, что его необходимо решать в подростковом и юношеском возрасте, когда нет достаточного опыта и устоявшихся взглядов и убеждений. Типичные затруднения в профессиональном самоопределении, которые испытывают школьники в выборе профессии, обусловлены следующими факторами:

- несформированностью интересов;

- нестабильным или недостаточным финансовым состоянием семьи;

- отсутствием знаний о современном мире профессий и возможностях их получения;

- инфантильностью, предоставлением права решения проблемы родителям;

- неуверенностью в своих знаниях;

- отсутствием достаточных знаний о своих индивидуальных особенностях и профессионально важных качествах;

- общим пессимистическим настроем, неуверенностью в завтрашнем дне;

- внешней мотивацией выбора профессий [4].

Стратегии многоуровневого непрерывного образования предусматривают формирование у учащихся смыслообразующих мотивов дальнейшей учебно-профессиональной деятельности, что позволило бы снять трудности построения профессиональной карьеры. В этой связи особое внимание следует уделять вопросам профориентации.

Трудовое обучение и воспитание молодежи – существенный фактор формирования ее социальной и профессиональной ориентации. Социальная ориентация – это определение человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого социального положения и путей его достижения. Профессиональная ориентация есть осознание того "набора" профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательных из них. Социальная ориентация взаимодействует с профессиональной, хотя та и другая не тождествены. Они взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе определяется характером и содержанием его труда.

Социологические исследования позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии: в большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация складывается у учащихся школ значительно раньше, чем профессиональная. Большинство опрошенных учащихся пока мало информировано о конкретном содержании избранного ими вида трудовой деятельности, условиях труда, оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередко бывает продиктован случайными мотивами (близостью учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей, советами знакомых).

Преодоление инерции общественного сознания в оценке престижа профессий, возникающих в нем "перекосов" – дело непростое. Успех здесь определяется, прежде всего, сдвигами в социально-экономических условиях труда, его организации, оплате и т.д. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями.

Преодолению затруднений старшеклассников в профессиональном самоопределении могут также способствовать:

- совершенствование системы профориентационной работы;

- информационное обеспечение, включающее компьютерные системы профессиональной диагностики, периодически обновляемую информацию о рынке труда, учебных заведениях, региональных программах в области занятости, молодежной политики, потребности в кадрах;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Основные задачи патриотического воспитания в современном обществе
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по з ...

Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы
Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса высшей школы, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе его профессиональной подготовки. Преподаватель – в широком смысле слова – работник высшей, средней специальной или общеобразовательной школы, препод ...

Общественно-политическое воспитание учащихся: трудности и нерешенные проблемы
В изучаемый период в условиях тоталитаризма, диктата КПСС, командно-бюрократической системы, когда такие явления, как социальное лицемерие, разрыв слова и дела, игнорирование интересов личности, прочно утвердились в социально-политической жизни советского общества, воспитательный процесс подвергалс ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru