Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования

Современная педагогика » Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования

Страница 2

В отличие от дошкольного воспитания, которое охватывает примерно половину детей, школьное обучение является всеобщим. Большинство детей (65 %) поступают в школу в возрасте 7 лет и проходят 3-летний курс обучения в начальной школе. Остальная часть поступает в школу в возрасте 6 лет, и продолжительность их обучения в начальной школе составляет 4 года. В возрасте 10 лет дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом. По закону "Об образовании" 15-лет-ние дети имеют право уйти из школы. Государственная статистика свидетельствует, что 60-61 % выпускников базовой средней школы продолжают учиться до окончания полной средней школы, 12 % идут в средние профессиональные училища, 26 % – в начальные профессиональные училища и около 1 % бросают учиться совсем [2].

Как показывают исследования, система среднего образования будет эффективной, если она будет максимально гибкой, учитывающей национальные, региональные особенности населения, индивидуальные склонности и интересы учащихся. Но это вовсе не означает отказ от принципа всеобщности среднего образования, от единства его целей и задач, обеспечивающего молодежи "равный старт" при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

Сегодня школа расширяет сферу своей самостоятельности, увеличилось многообразие форм ее работы, действуют гимназии и лицеи, частные, религиозные и даже иностранные школы. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках СНГ. Разнообразие школ, предлагающих различные программы, вызвано стремлением соблюдения принципа вариативности в образовании. Однако выбор той или иной программы в общеобразовательной школе – это еще не вариативное образование, ибо все школы сегодня в значительной мере обречены на одну и ту же образовательную траекторию. Сегодня показателем качества деятельности школы является, например, процент поступающих в вузы, что является далеко не самым объективным показателем. Настоящая вариативность в системе образования – это разнообразие программ и разнообразие аттестатов, разнообразие образовательных траекторий и возможностей выбора той деятельности, которая отвечает индивидуальным запросам личности.

В системе многоуровневого непрерывного образования школе принадлежит значительная роль. Школа должна стать "таким учреждением, главная задача которого вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями" [3].

Молодежь вступает в жизнь – трудовую, общественную, имея, как правило, полное среднее образование. Тем не менее, нельзя упускать из виду существенное отставание качества общеобразовательной подготовки молодежи от современных требований. Имеются значительные различия в качестве образования, зависящие о социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних.

Окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. По данным статистики, из 60-61 % 17-летних выпускников полной средней школы 30–40 % поступают в вузы, 25 % – в средние профессиональные училища, 15 % – в начальные профессиональные училища и 25–30 % бросают учиться совсем [2].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Возможная тематика в школьном курсе «ОБЖ» по радонозащите
Из всего выше сказанного следует, что в школьном курсе «ОБЖ» не рассматриваются темы, связанные с радоновой опасностью и радонозащитой, но, на мой взгляд, они должны обязательно быть введены в курс ОБЖ, чтобы дать учащимся представления о видах облучения, путях попадания источников ионизирующего об ...

Методические требования к организации урока математики в работе с младшими школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...

Учебно-методическая линия В.М. Константинова
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразовательной школы/Под. Ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Графф, 2003 - 304 с.: ил. Я считаю этот учебник достаточно хорошим для изучения зоологии. Учебник начинается со статьи «Как по ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru