Необходимость наличия классического образования для занятия должности профессора по данным кафедрам в рассматриваемый период обусловило лучшую постановку в университетском преподавании филологической науки, нежели исторической в рассматриваемый период. Непременное знание древних языков являлось барьером для дилетантов. Среди профессоров, замещавших кафедры греческой и латинской словесности в российских университетах в начале XIX в., были и крупные ученые, которые могли выдержать сравнение с европейскими коллегами.
Но уже в ранний период существования российских университетов были подготовлены талантливые педагоги и ученые, в том числе и в области классических древностей, из среды русских молодых людей. В 1811 г. ординарным профессором по кафедре греческих и латинских древностей Московского университета стал Р.Ф. Тимковский, при этом в его обязанности входило чтение не только лекций по греческим древностям, но и преподавание словесности. Ученый прошел стажировку по древней филологии и археологии у ведущих немецких профессоров в университетах Лейпцига. Геттингена, Галле .
Несмотря на прекрасную подготовку в области классической филологии, заметный след ученый оставил в области критического исследования древнерусских письменных памятников, к которым стремился применить методику изучения античных памятников, усвоенную им в западноевропейских университетах.
Так он подготовил к печати Лаврентьевскую летопись, которая была опубликована уже после его смерти в 1824 г. и стала первым научным критическим изданием летописного текста. Написал исследование о «Сказании о полку Игореве», пропавшее после его смерти. Труды Р.Ф. Тимковского по изучению летописи Нестора продолжили его ученики К.Ф. Калайдович и П.М. Строев, основатели отечественной археографии.
Неудовлетворительное положение с университетским преподаванием не только истории и словесности, но и некоторых других наук, особенно обнаружившееся к середине 20-х гг. XIX в., заставило правительство принять ряд энергичных мер. В 1827 г. при Дерптском университете было решено создать Профессорский институт для подготовки специалистов, в которых нуждались российские университеты. Первые слушатели Дерптского Профессорского института вернулись в Россию в 1835 г. Под руководством опытных ученых германских университетов они получили прекрасную филологическую подготовку и впитали в себя идеи гегелевской философии. Так, на кафедры всеобщей истории получили назначение М.С. Куторга в Петербургском университете и М.М. Лунин в Харьковском университете.
Вступление в 1835 г. на кафедру всеобщей истории в Петербургском университете Михаила Семеновича Куторга (1809 - 1886), основоположника первой русской школы исследователей античности, ознаменовало перелом в преподавании всеобщей истории. По воспоминаниям его слушателей « .Во взгляде его на требования университетского преподавания не было ничего общего с гимназическими взглядами и приемами его предшественников по кафедре. Источники и литература предмета с критическою их оценкою не входили вовсе в их план: у Куторги составили они основу его чтений. Несовместным с критическою методою, им усвоенною, представлялось также и следование каким-либо учебникам, которыми они руководствовались: не останавливаясь на изложении общеизвестных фактов, он, вместо того, стал знакомить слушателей с различными господствующими и господствовавшими научными на них воззрениями, старался показать связь этих фактов с предшествующими и последующими явлениями, осветить их, разъяснить их значение и представить таким образом живую и ясную картину постепенного развития человеческого общества . Не груз имен и чисел выносили слушатели из его аудитории, а знакомились . с методом научных занятий, с требованиями научного исследования. Такое преподавание, при даре изложения, естественно привлекало слушателей и, возбуждая в них самодеятельность, располагало к самостоятельному занятию предметом» .
Тонкости педагогики:
Изложения и сочинения - основные приемы развития связной
письменной речи младшего школьника
Научить ребенка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших ее компонентов - написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающе ...
Констатирующий эксперимент, его анализ
Первая серия – обследование артикуляционного аппарата. 1. Губы – норма; зубы – норма (кариес); прикус – норма; строение челюсти – норма; язык – норма; подъязычная уздечка – норма; маленький язычок – неподвижно по средней линии. Прием Содержание задания Характер выполнения 1. Исследование двигательн ...
Вербальное поведение
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие инф ...