Содержание исторического образования в университетах России

Страница 8

Некоторое время лекции по всеобщей истории в Московском университете читали специалисты в области отечественной истории М.Т. Каченовский (1832-33 гг.) и М.П. Погодин (1833-39 гг.). Каченовский знакомил своих слушателей с новейшими критическими направлениями в западной историографии, в особенности с трудами Нибура. Что касается Погодина, то он издал в 1835-36 гг. "Лекции по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира", являвшиеся переложением одной из книг геттингенского профессора А.-Г.- Л. Герена, труды которого с конца 1820-х гг. стали важным источником учености русских профессоров.

В организации преподавания всеобщей истории в Петербургском университете в 20 - 30-е гт. XIX в. также имелись трудности. Первое время этот курс читал Э.-В.-С. Раупах, выходец из Германии, в лекциях которого было больше поэзии, чем науки. Кроме того, они читались на латинском языке, малопонятном для большинства студентов. Однако его удаление из университета в 1821 г. с другими либерально настроенными профессорами " .ввергло кафедру истории в состояние полного убожества .".

Примерно так же обстояло дело с преподаванием всеобщей истории и в провинциальных университетах. И здесь большинство преподавателей не отличались оригинальностью, используя в качестве пособий труды Шлёцера, Кайданова, позднее Герена. Профессора годами читали свои лекции по одним и тем же старым запискам, даже не пытаясь обновлять их за счет новой литературы; прямое обращение к источникам было вообще редкостью.

На этом фоне выделяется фигура Владимира Францовича Цыха, читавшего лекции по всеобщей истории с 1831 г. в Харьковском университете, а затем, с 1834 г., в Киевском университете св. Владимира. В своей магистерской диссертации "Рассуждения о способе преподавания истории" (1833 г.) он сформулировал основные принципы деятельности преподавателя истории, которые сам стремился реализовать на практике. Центральным пунктом исторической науки, по его мнению, является развитие нравственной природы человека, поэтому "истинный преподаватель истории в университете должен иметь гуманное настроение духа .".

В.Ф. Цых также читал свои лекции в основном по Герену. Но нередко дополнял их не только сведениями из других пособий, но и данными источников, что свидетельствовало о стремлении профессора к самостоятельному изложению курса. Главной заслугой В.Ф. Цыха явилось то, что он знакомил своих слушателей с новейшими достижениями европейской науки - трудами и исследованиями Гердера, Герена, О. Тьери, Ф. Гизо. Его нешаблонные лекции пользовались большим успехом у студентов, хотя, по воспоминаниям современников, его беспристрастному и объективному изложению истории не хватало "ясности и живости исторического созерцания ." .

Подготовка специалистов в рамках словесного отделения предусматривала изучение комплекса историко-филологических дисциплин. Причем на протяжении всего XIX в. многие профессора российских университетов, как историки, так и филологи, а также правительство, придерживались мнения об обоюдной пользе и неделимости историко-филологического знания. Особенно тесной эта связь бьша в области наук об античности. Изучение античной истории на словесном факультете сочеталось с изучением античной литературы. Поэтому раздел всеобщей истории, относящийся к античным древностям, длительное время причислялся к кафедрам классической филологии — римской и греческой словесности. Преподавание этих предметов, охватывавших быт, обычаи, нравы античных народов, памятники их культуры, поручалось специалистам, имевшим ученую степень в области классической филологии.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Тонкости педагогики:

Особенности реализации информатизации в начальной школе
В связи с изменением экономической жизни, изменилась и структура образования. Наряду с основной формой обучения выделился блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый. В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ неп ...

Методы и организация исследования
В работе использованы следующие методы исследования: 1. Метод анализа и обобщения литературных источников. 2. Анкетирование. 3. Метод шкалирования. Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 27 литературных издания. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авт ...

Интонационные средства
Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru