Хотя в первой половине XIX в. в учебном процессе российских университетов еще не получила развития семинарская форма проведения занятий, некоторые профессора осознавали пользу приобщения студентов к самостоятельной работе. В 1810-х гг. в Московском университете профессор кафедры греческих и римских древностей Р.Ф. Тимковский, стажировавшийся в германских университетах, по примеру последних ввел филологический семинар. Здесь студенты под его руководством занимались критическим разбором классиков Софокла, Гомера, Ксенофонта, Аполлодора, Демосфена. Из римских авторов основное внимание уделялось Титу Ливию, Вергилию, Цицерону и Горацию.
Много внимания индивидуальным занятиям со студентами уделял профессор русской истории Московского университета М.Т. Каченовский. Знакомил с иностранной литературой, снабжал книгами, прививал навыки научной работы. Под его руководством были написаны десятки студенческих сочинений по российской и всеобщей истории, географии, статистике и изящным искусствам, некоторые из которых представляли настоящие исследования.
С конца 40-х гг. XIX в. профессор кафедры всеобщей истории М.С. Кутор-га организовал для желающих исторические семинары у себя дома. В рамках этих занятий ученый на практике знакомил молодых людей с требованиями и приемами исторической критики: разбирал отдельные исторические вопросы, разбирал студенческие сочинения на заданные им темы. Из его семинаров вышла целая плеяда молодых ученых, специалистов не только по древней истории, но и по другим разделам науки.
К первой трети XIX в. восходит практика написания студентами словесного отделения курсовых и дипломных работ (сочинений), что стало одной из важных особенностей университетского образования. Выполнение таких заданий было рассчитано на выработку у студентов первичных навыков самостоятельного научного мышления.
Планы этих работ, предоставленные профессорами, ежегодно утверждались на факультетских собраниях, а затем в совете университета. Сами сочинения рассматривались на ученом совете университета, что свидетельствует о придании большого значения развитию самостоятельной работы студентов. Законодательно порядок выполнения подобных работ оговаривался в Общем уставе российских университетов 1835 г. В соответствии сп. 103 «для поощрения студентов и вообще слушателей университетских лекций, ежегодно предлагаемы будут задачи от .философского факультета по две, с назначением, за удовлетворительное во всех отношениях по каждое задаче сочинение золотой. А за лучшее после того, если оно близко к требуемому достоинству, серебряной медали. При сем будут принимаемы в соображение успехи и нравственность студентов» . Сочинения предоставлялись декану и на заседании факультета оценивались их достоинства. Заключение факультета рассматривалось советом университета, который и объявлял имена, удостаивавшиеся награждения медалями. Медали раздавались в торжественном собрании факультета.
Важную сторону деятельности факультетов составляло производство ежегодных испытаний для контроля знаний студентов. После завершения каждого курса наук обучаемые подвергались испытаниям, разрешались и промежуточные испытания в течение учебного года . Согласно положениям Устава 1804 г., переходные курсовые испытания проходили в конце учебного года в факультетских заседаниях или частных собраниях под председательством ректора или декана, иногда в присутствии депутатов от других факультетов, по два от каждого.
Тонкости педагогики:
Особенности развития речи
детей с интеллектуальной недостаточностью
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно ...
Сравнительная характеристика программ обучения и воспитания дошкольников
«Дитина» и «Малятко»
Сегодня обычные детские сады работают по двум программам — «Дитина» и «Малятко». Последняя разрабатывалась Институтом психологии. Ее основной принцип — не учить и воспитывать, а развивать заложенное в ребенке природой, помогая ему познавать окружающую действительность через то, что ему близко. Заня ...
Система педагогических наук
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд само ...