Именно М.Т. Каченовский способствовал выделению исторических знаний в самостоятельную дисциплину и заложил основы университетской исторической науки на фоне риторики и описательности, царивших в преподавании в это время. Его критический подход к изучению истории постепенно завоевывал симпатии студенческой аудитории. Основные исторические труды ученого в виде отдельных статей и критических рецензий были опубликованы в журнале "Вестник Европы", который он сам возглавлял с 1805 г. по 1830 г.
В своих работах и лекциях Каченовский выступил с критикой исторической концепции Н.М. Карамзина, требуя относиться к истории как к науке, а не как к нравоучительному повествованию. При этом ученым подчеркивалась необходимость проверки подлинности источников, в частности, летописных сведений, до этого считавшимися бесспорными фактами. Таким образом, уже в начале преподавания российской истории наметился историко-критический метод, положенный М.Т. Каченовским в основу своей научной деятельности.
Ученый открыто заявлял о своем намерении опровергать мнения таких крупных авторитетов как В.Н. Татищев, А.Х. Шлецер, Н.М. Карамзин и др. Что, по его мнению, имело особое значение для университетской исторической науки, поскольку "продолжать сеять плевелы лжи перед юношеством, алчущим живительной пищи исторических знаний, было бы стыдно и грешно преподавателю". В этом смысле он впервые поставил вопрос об особой ответственности профессоров истории.
Подчеркивая необходимость дальнейшего развития исторической науки и создания новой фундаментальной истории, М.Т. Каченовский заложил основы критического направления в преподавании русской истории и сформулировал общие постулаты "скептической школы". Сам ученый ограничился критическим анализом ряда источников без их комплексного изучения . Но следующие поколения историков в Московском университете стали активно применять "критический метод", позволяющий привлечь фольклорные, этнографические материалы, источники по социально-экономической истории, и путем сравнительно-исторического сопоставления устанавливали степень достоверности сведений, содержащихся в источниках по истории Древней Руси.
В университетском преподавании М.Т. Каченовский широко применял сравнительно-исторический метод научного знания. Он гордился тем, что "открыл способ излагать отечественную историю в гармоничной связи со всеобщею". Историю России он рассматривал как неотъемлемую часть всемирной истории и поэтому указывал на необходимость сравнительного изучения русской истории с историей других стран, как составляющих единого общеисторического процесса.
Но, выводя историю России из общеисторического процесса, Каченовский отрицал ее своеобразие и самобытность. Кроме того, он исходил из предвзятой идеи о постоянном культурном отставании России от Запада. Каченовский утверждал прямую зависимость внутреннего развития Древней Руси от западноевропейских и Византийских влияний, отрицая закономерность ее самостоятельного органического развития.
Говоря о большом влиянии М.Т. Каченовского на студентов в конце 20-х -начале 30-х гг. XIX в., следует подчеркнуть, что он первый из профессоров российских университетов попытался познакомить своих слушателей с европейской исторической наукой. Критическое направление его трудов противостояло художественно-моралистической концепции Карамзина, и молодежь воспринимала его лекции как определенное свободомыслие .
Тонкости педагогики:
Характеристика инновационных технологий методической работы в
образовательном учреждении
Научная и инновационная деятельность сегодня как никогда нуждаются в поддержке государства. Система правового регулирования должна охватывать весь научно-исследовательский и инновационный цикл, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности разработчиков и общества, способствовать формирован ...
Работа над выразительностью чтения
Для того, чтобы правильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения: Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если обр ...
Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные де ...