Содержание исторического образования в университетах России

Страница 10

Первые годы М.С. Куторга читал лекции только по древней и средневековой истории; позднее, с назначением его в ординарные профессора, стал читать все части всеобщей истории, включая и новую. Научные интересы М.С. Куторги лежали преимущественно в области древней греческой истории, хотя он неоднократно обращался к сюжетам из средневековой истории, и даже нового времени. Главной темой его научных занятий была история древних Афин. Как ученый, Куторга отличался философским складом мышления; его глубоко интересовали общие проблемы развития науки, а его взгляд на роль и общественное назначение науки истории отличался большой продуманностью и широтой. Конечная цель исторического исследования представлялась ему в выяснении общего хода человеческой истории, тех факторов, которыми она движется, закономерностей в смене общественных эпох. В то же время он считал необходимым для ученого сосредоточиться на исследовании какого-либо одного исторического периода и его собственные специальные интересы постоянно были направлены на еще не изученные разделы древней истории . Как исследователь, Куторга был безусловным сторонником критического метода.

М.С. Куторга был не только преподавателем, но и пропагандистом своей науки. Он подчеркивал необходимость для каждого образованного человека знания античной истории и культуры, а для русских людей в особенности - истории и культуры древней Греции, ибо, говорил он, "ни одно начало не произвело на русскую народность такого сильного влияния и не проникло так глубоко, как начало эллинское".

В целом, М.С. Куторгу по праву считают родоначальником целого научного направления, за которым в последующем закрепилось название "Петербургской исторической школы", характерной чертой которого явилось непосредственное отношение к источнику и факту. Сильными сторонами этого направления было убеждение в необходимости критического изучения истории и стремление познать общий ход ее развития, дать логическое истолкование историческим процессам. При этом широко использовались прогрессивные идеи западноевропейской общественной мысли - французской романтической историографии (особенно Ф. Гизо), и общем - гегелевской философии.

Яркий след в жизни Харьковского университета оставила преподавательская деятельность Михаила Михайловича Лунина. Его лекции по всеобщей истории имели большое научное и общественное значение, доносили до слушателей новое слово европейской науки. Свой предмет - всеобщую историю Лунин излагал в виде специальных курсов, как это делали М.С. Куторга и московские профессора П.Н. Кудрявцев и СВ. Ешевский. Особенно содержательными были его лекции по древней и средневековой истории.

Как ученого и преподавателя Лунина отличали эрудиция, отличное знание источников и современной литературы, внимание к фактам и вместе с тем стремление постичь основной смысл или, как тогда говорили под влиянием гегелевской философии, основную "идею" исторического развития; безусловное признание своеобразия отдельных исторических эпох; интерес не только к политической, но и к социальной истории, и даже признание решающего значения "народного начала"; высокая одухотворенность; наконец, способность ярко живописать историческую обстановку.

Вместе с этими учеными в 1830-е гг. на университетские кафедры пришли другие молодые преподаватели, окончившие свое образование заграницей. В их числе был и Т.Н. Грановский, сыгравший значительную роль в идейной жизни Московского университета следующих десятилетий. Таким образом, под влиянием европейской науки в 30-е гг. XIX в. обозначились коренные изменения в преподавании истории в российских университетах.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Тонкости педагогики:

Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей
В экспериментальном исследовании, целью которого было изучение роли межпредметных связей русского языка с учебными предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" на начальном этапе обучения в школе в развитии письменной речи м ...

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном - «игра с огнем» - и чего-то необычного - «игра природы» - или случайного - «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музы ...

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования
Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние», российские нормативные правовые акты, и «внешние», международно-правовые акты. В свою очередь, система «внутренних» ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru