Содержание исторического образования в университетах России

Страница 10

Первые годы М.С. Куторга читал лекции только по древней и средневековой истории; позднее, с назначением его в ординарные профессора, стал читать все части всеобщей истории, включая и новую. Научные интересы М.С. Куторги лежали преимущественно в области древней греческой истории, хотя он неоднократно обращался к сюжетам из средневековой истории, и даже нового времени. Главной темой его научных занятий была история древних Афин. Как ученый, Куторга отличался философским складом мышления; его глубоко интересовали общие проблемы развития науки, а его взгляд на роль и общественное назначение науки истории отличался большой продуманностью и широтой. Конечная цель исторического исследования представлялась ему в выяснении общего хода человеческой истории, тех факторов, которыми она движется, закономерностей в смене общественных эпох. В то же время он считал необходимым для ученого сосредоточиться на исследовании какого-либо одного исторического периода и его собственные специальные интересы постоянно были направлены на еще не изученные разделы древней истории . Как исследователь, Куторга был безусловным сторонником критического метода.

М.С. Куторга был не только преподавателем, но и пропагандистом своей науки. Он подчеркивал необходимость для каждого образованного человека знания античной истории и культуры, а для русских людей в особенности - истории и культуры древней Греции, ибо, говорил он, "ни одно начало не произвело на русскую народность такого сильного влияния и не проникло так глубоко, как начало эллинское".

В целом, М.С. Куторгу по праву считают родоначальником целого научного направления, за которым в последующем закрепилось название "Петербургской исторической школы", характерной чертой которого явилось непосредственное отношение к источнику и факту. Сильными сторонами этого направления было убеждение в необходимости критического изучения истории и стремление познать общий ход ее развития, дать логическое истолкование историческим процессам. При этом широко использовались прогрессивные идеи западноевропейской общественной мысли - французской романтической историографии (особенно Ф. Гизо), и общем - гегелевской философии.

Яркий след в жизни Харьковского университета оставила преподавательская деятельность Михаила Михайловича Лунина. Его лекции по всеобщей истории имели большое научное и общественное значение, доносили до слушателей новое слово европейской науки. Свой предмет - всеобщую историю Лунин излагал в виде специальных курсов, как это делали М.С. Куторга и московские профессора П.Н. Кудрявцев и СВ. Ешевский. Особенно содержательными были его лекции по древней и средневековой истории.

Как ученого и преподавателя Лунина отличали эрудиция, отличное знание источников и современной литературы, внимание к фактам и вместе с тем стремление постичь основной смысл или, как тогда говорили под влиянием гегелевской философии, основную "идею" исторического развития; безусловное признание своеобразия отдельных исторических эпох; интерес не только к политической, но и к социальной истории, и даже признание решающего значения "народного начала"; высокая одухотворенность; наконец, способность ярко живописать историческую обстановку.

Вместе с этими учеными в 1830-е гг. на университетские кафедры пришли другие молодые преподаватели, окончившие свое образование заграницей. В их числе был и Т.Н. Грановский, сыгравший значительную роль в идейной жизни Московского университета следующих десятилетий. Таким образом, под влиянием европейской науки в 30-е гг. XIX в. обозначились коренные изменения в преподавании истории в российских университетах.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Тонкости педагогики:

О способах, измерения длин
Большинство детей шести-семи лет знают, что для определения длины предметов их надо измерить. Часть детей правильно указывает, что метром измеряют длину и высоту стола, шкафа и т.д. Дети, не знающие общепринятых мер, говорят, что измерения производят линейкой, палкой, меркой, клееночкой такой с циф ...

Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке
Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке явилось одним из направлений его колонизации, поскольку семья была стабилизирующей основой образующегося населения в регионе. Исторический анализ архивных, документальных и научных источников и литературы позволил выделить определяющий фактор формиро ...

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнк ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru