После окончания курса университетских наук студент мог претендовать на получение ученой степени кандидата, дававшей определенные преимущества. На основании п. 96 устава 1804 г. испытания на степень кандидата проводились следующим образом: «Студент, требующий степени кандидата, является к декану, который, известив отделение, назначает день, в который он должен предстать собранию. Отделение через своего декана предлагает испытуемому задачи, касающиеся до наук, к отделению принадлежащих, которые он должен объяснить письменно. Потом производится изустное испытание, состоящее в двух вопросах, относящихся до главной науки, в которой студент упражнялся, и выбранных по жребию. Эти вопросы он решит словесно, после чего присутствующие делают произвольное словесное испытание, не исключая наук вспомогательных». Причем письменные ответы выполнялись на латинском и русском языке, после их одобрения устные испытания состояли из таких предметов как русской, французской и латинской словесности, всеобщей истории и географии, географии и статистики России.
На основании Правил об испытаниях на ученые звания, утвержденных в 1819 г., была добавлена степень действительного студента: молодой человек, прослушавший весь курс наук факультета и выдержавший соответствующие испытания, получал звание действительного студента. Лучшие же из окончивших курс наук и выдержавшие впоследствии экзамены и обнаружившие способности по одному из предметов, а так же предоставившие письменное сочинение, получали звание кандидата. Между получением степеней действительного студента и кандидата требовался годичный промежуток.
Таким образом, создание университетов в России было инициировано государством и отразило его потребности в образованных людях. Государственное управление университетами явилось национальной особенностью российской системы образования.
Преподаванию истории уже в первых русских университетах придавалась большое значение. Система исторического образования формировалась в университетах Российской империи как под воздействием потребностей самих университетов, так и при активном участии правительства. Историческое образование в первой половине XIX в. входило в общую систему философского: исторические знания преподавались на словесном отделении данного факультета.
Опорными пунктами в преподавании наук являются университетские кафедры. Число кафедр в российских университетах жестко регламентировалось уставами этих учебных заведений. Законодательство первой половины XIX в. не предусматривало инициативы университетской корпорации в «кафедральном строительстве». Эволюция структуры кафедр исторического профиля в российских университетах в первой половине XIX в. предполагала, с одной стороны, разделение преподавания всеобщей и русской истории, с другой - освобождение этих кафедр от наук, дополнявших историю (политической экономии, статистики).
Важной проблемой университетской жизни явилась забота об обеспечении этих учебных заведений преподавателями. Значительную роль в становлении преподавания гуманитарных дисциплин на ранних этапах существования российских университетов сыграли иностранные профессора. Однако практика приглашения специалистов их других стран уже в первой половине XIX столетия была признана несоответствующей национальным интересам страны. В это время закладываются основы системы воспроизводства профессорских кадров в России. Деятельность Профессорского института при Дерптском университете и командирование молодых специалистов за границу способствовала подготовке талантливых русских преподавателей, пришедших на кафедры российских университетов в 30-е гг. XIX в.
Тонкости педагогики:
Специфика организации и оформления предметно-развивающей
среды для детей раннего возраста
Эстетика оформления групповых помещений Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещени ...
Занятия ручным трудом для формирования технических
навыков у детей
Большое место в работе с детьми отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения. Такие поручения помогают воспита ...
Развитие у детей старшего дошкольного возраста приемов измерения длины,
массы, вместимости сосудов
Измерение общепринятыми мерами длины, массы, вместимости сосудов является частью математических знаний. Счет предметов и простейшие измерения – это два вида деятельности, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека. Ф. Энгельс указывает: «Как и все другие науки, математика возникла ...