Содержание исторического образования в университетах России

Страница 12

После окончания курса университетских наук студент мог претендовать на получение ученой степени кандидата, дававшей определенные преимущества. На основании п. 96 устава 1804 г. испытания на степень кандидата проводились следующим образом: «Студент, требующий степени кандидата, является к декану, который, известив отделение, назначает день, в который он должен предстать собранию. Отделение через своего декана предлагает испытуемому задачи, касающиеся до наук, к отделению принадлежащих, которые он должен объяснить письменно. Потом производится изустное испытание, состоящее в двух вопросах, относящихся до главной науки, в которой студент упражнялся, и выбранных по жребию. Эти вопросы он решит словесно, после чего присутствующие делают произвольное словесное испытание, не исключая наук вспомогательных». Причем письменные ответы выполнялись на латинском и русском языке, после их одобрения устные испытания состояли из таких предметов как русской, французской и латинской словесности, всеобщей истории и географии, географии и статистики России.

На основании Правил об испытаниях на ученые звания, утвержденных в 1819 г., была добавлена степень действительного студента: молодой человек, прослушавший весь курс наук факультета и выдержавший соответствующие испытания, получал звание действительного студента. Лучшие же из окончивших курс наук и выдержавшие впоследствии экзамены и обнаружившие способности по одному из предметов, а так же предоставившие письменное сочинение, получали звание кандидата. Между получением степеней действительного студента и кандидата требовался годичный промежуток.

Таким образом, создание университетов в России было инициировано государством и отразило его потребности в образованных людях. Государственное управление университетами явилось национальной особенностью российской системы образования.

Преподаванию истории уже в первых русских университетах придавалась большое значение. Система исторического образования формировалась в университетах Российской империи как под воздействием потребностей самих университетов, так и при активном участии правительства. Историческое образование в первой половине XIX в. входило в общую систему философского: исторические знания преподавались на словесном отделении данного факультета.

Опорными пунктами в преподавании наук являются университетские кафедры. Число кафедр в российских университетах жестко регламентировалось уставами этих учебных заведений. Законодательство первой половины XIX в. не предусматривало инициативы университетской корпорации в «кафедральном строительстве». Эволюция структуры кафедр исторического профиля в российских университетах в первой половине XIX в. предполагала, с одной стороны, разделение преподавания всеобщей и русской истории, с другой - освобождение этих кафедр от наук, дополнявших историю (политической экономии, статистики).

Важной проблемой университетской жизни явилась забота об обеспечении этих учебных заведений преподавателями. Значительную роль в становлении преподавания гуманитарных дисциплин на ранних этапах существования российских университетов сыграли иностранные профессора. Однако практика приглашения специалистов их других стран уже в первой половине XIX столетия была признана несоответствующей национальным интересам страны. В это время закладываются основы системы воспроизводства профессорских кадров в России. Деятельность Профессорского института при Дерптском университете и командирование молодых специалистов за границу способствовала подготовке талантливых русских преподавателей, пришедших на кафедры российских университетов в 30-е гг. XIX в.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Тонкости педагогики:

Музыкальная культура: понятие, структура, содержание
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она ...

Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению
Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который б ...

Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия
В процессе трудовой деятельности развивается образное художественное воображение, умение перевоплощаться в различные роли, что очень тесно связано у детей с их потребностью в игре. Введение элементов игры является одним из средств, содействующих активизации конструкторской технической мысли, развит ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru