Научная и инновационная деятельность сегодня как никогда нуждаются в поддержке государства. Система правового регулирования должна охватывать весь научно-исследовательский и инновационный цикл, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности разработчиков и общества, способствовать формированию благоприятных экономических условий для проведения НИОКР и широкого использования достижений науки в образовательной практике [48, С.106].
Формирование правовой базы регулирования научной (научно-технической) деятельности в России 90-х годов ХХ века началось с принятием Доктрины развития российской науки в соответствии с Указом президента Российской Федерации «О доктрине развития российской науки» от 13.06.1996 г. № 884.Согласно указанной Доктрине государство, признавая науку важнейшим ресурсом обновляющейся России, берет на себя обязательства содействовать развитию интеллектуального сектора экономики; определять и поддерживать приоритетные направления научно-технического развития; формировать представление о России как стране, благоприятной для инвестиций в научно-техническую сферу; осуществлять поддержку инновационной деятельности; обеспечивать интеграцию науки и образования.
Дальнейшее становление правовой базы регулирования научной и научно-технической деятельности нашло свое отражение в федеральном законе от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.05.1998 г. № 453 «О концепции реформирования российской науки на период 1998–2000 годов». В качестве важнейших положений следует отметить следующие:
- статус научной организации может иметь любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, если только этот статус определен в учредительных документах исходя из цели юридического лица (п. 1 ст. 5 закона «О науке и государственной научно-технической политике»);
- при реорганизации государственной научной организации не допускается выделение опытно-экспериментальной базы, что является важнейшей мерой для сохранения научного потенциала (п. 6 ст. 5 закона «О науке и государственной научно-технической политике»);
- подтверждено, что за государственными научными организациями закрепляются в бессрочное и безвозмездное пользование земельные участки (п. 7 ст. 5 закона «О науке и государственной научно-технической политике»);
- внедрение контрактной системы в сфере НИОКР, основанной на системе публичных конкурсов, предметом которых станет заключение контракта на выполнение работ по заданию заказчика;
- пересмотр приоритетов финансирования, ликвидация организаций, утративших свой научный потенциал, объединение в межотраслевые центры государственных научных организаций, занимающихся схожими исследованиями, требующими дорогостоящей экспериментальной и испытательной базы;
- разработка и внедрение в практику механизма финансирования прикладных исследований на возвратной основе, для чего необходимо разрешить финансировать из федерального бюджета расходы на выполнение высокоэффективных прикладных исследований и разработок, имеющих коммерческое значение, на условиях частичного или полного возврата средств.
Если полагать в качестве объекта деятельности предмет, на который направлена активность субъекта и результат этой активности в форме продукта, то применительно к инновационной деятельности ее объект будет проявляться в форме комплексных и собирательных понятий «интеллектуального продукта» и «готового товара». При дальнейшем анализе объектов инновационной деятельности мы будем опираться именно на ой подход к определению объекта.
К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности по законодательству РФ относятся:
- объекты патентных прав, включающие изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- объекты авторского и смежных прав, включающие произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных, фонограммы, исполнения, постановки, передачи эфирного и кабельного телевещания;
- объекты, индивидуализирующие участников гражданского оборота и производимой ими продукции, включающие фирменные наименования и коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;
- нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, включающие открытия, топологии интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения, информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.
К ним, в частности, могут быть отнесены научные теории и математические методы, научные принципы и факты, методы выполнения умственных операций, методы организации и управления хозяйством, решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, ноу-хау, концепции и т.д. (см., напр., п. 3 ст. 4 Патентного закона РФ, п. 4. ст. 8Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст.6,7 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», п. 4 ст. 3 Закона РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем», а же иные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере создания, использования и охраны объектов интеллектуальной собственности).
Тонкости педагогики:
Требования к аудиотекстам для средней школы
аудирование текст школа обучение При определении трудностей текста учитывается способ передачи главной мысли - индуктивный или дедуктивный, форму предъявления - аудитивная, аудиовизуальная. Принимаются во внимание, кроме того, отнесенность текста к определенному стилю и жанру, сфера общения. С учет ...
Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики, с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...
Дидактические условия использования непроизвольной памяти младших
школьников в процессе обучения
Но тогда откуда появляется привычка "зубрить"? Учащиеся начальных классов часто легко принимают задание, однако при выполнении его никак не могут выучить материал. Происходит это потому. Что специальное запоминание требует специальной организации деятельности с материалом. От характера эт ...