Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года.
Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, являются:
- Тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам (журнал практика административной работы в школе»)
- Анкета “Изучение наркогенной ситуациив коллективе” (административный опросник Дж. О. Нилла);
- Анкета “личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ” (из журнала “Практика административной работы в школе”, №2, 2003г).
Профилактика химической зависимости, т.е зависимости ПАВ и наркотических веществ, равно как и моделирование безопасного поведения, является сложным процессом, когда у подростков необходимо создавать своеобразную “психологическую прививку” против любопытства и одновременно твердую установку на отказ от наркотиков.
Анализ СМИ, рекламы, референтной группы расскрыли их негативную роль, способствующих развитию вредных привычек и девиантных форм поведения.
Однако, изучение специальной литературы, опыта работы социальных педагогов показывают позитивное влияние профилактических программ. Огромное значение при разработке профилактических программ имеет учение А. Маслоу, создавшего иерархическую модель жизненных потребностей:
-физиологические потребности,
- потребность в защите и безопасности,
- любви и уважении и др.
Неудовлетворенность этих потребностей способно, по мнению ученого, вызвать психологические расстройства, способствующие зависимости от ПАВ.
В последние десятилетие сложился интегративный переход, в котом делается акцент на обучение человека. Проблемы человека рассматриваются, прежде всего, как проблемы обучения. Формирование жизненных навыков рассматриваются как необходимый компонент содержания обучения. Обучение жизненным навыкам на современном этапе выступает как образовательная модель обеспечения психосоциального развития детей и профилактики социально обусловленных заболеваний, к которым относится и наркомания[14.129].
На основе этого подхода мы разработали программу профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы под названием «Школа без наркотиков».
Нами была разработана коррекционно – развивающая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.
Цель программы:
Способствовать формированию у школьников – подростков социальных навыков, необходимых для ЗОЖ, коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ.
Задачи:
· организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков;
· содействие улучшению качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;
Тонкости педагогики:
Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных
возрастных группах
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окр ...
Состояние федерального и регионального компонентов в государственном
образовательном стандарте
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в учебный план осуществляется как через выделение региональной составляющей в базовых курсах истории, географии, искусства, биологии, трудовой и физической подготовки учащихся, так и ...
Результаты экспериментальной проверки оптимальной модели обучения учащихся
VII-VIII классов в процессе работы на токарно-винторезном станке
Экспериментальной базой квалификационной работы по проверке спроектированной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке является СОШ №5 п. Октябрьского Красноармейского района Краснодарского края. В педагогическом эксперименте принимали участие д.п.н., п ...