Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года.
Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, являются:
- Тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам (журнал практика административной работы в школе»)
- Анкета “Изучение наркогенной ситуациив коллективе” (административный опросник Дж. О. Нилла);
- Анкета “личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ” (из журнала “Практика административной работы в школе”, №2, 2003г).
Профилактика химической зависимости, т.е зависимости ПАВ и наркотических веществ, равно как и моделирование безопасного поведения, является сложным процессом, когда у подростков необходимо создавать своеобразную “психологическую прививку” против любопытства и одновременно твердую установку на отказ от наркотиков.
Анализ СМИ, рекламы, референтной группы расскрыли их негативную роль, способствующих развитию вредных привычек и девиантных форм поведения.
Однако, изучение специальной литературы, опыта работы социальных педагогов показывают позитивное влияние профилактических программ. Огромное значение при разработке профилактических программ имеет учение А. Маслоу, создавшего иерархическую модель жизненных потребностей:
-физиологические потребности,
- потребность в защите и безопасности,
- любви и уважении и др.
Неудовлетворенность этих потребностей способно, по мнению ученого, вызвать психологические расстройства, способствующие зависимости от ПАВ.
В последние десятилетие сложился интегративный переход, в котом делается акцент на обучение человека. Проблемы человека рассматриваются, прежде всего, как проблемы обучения. Формирование жизненных навыков рассматриваются как необходимый компонент содержания обучения. Обучение жизненным навыкам на современном этапе выступает как образовательная модель обеспечения психосоциального развития детей и профилактики социально обусловленных заболеваний, к которым относится и наркомания[14.129].
На основе этого подхода мы разработали программу профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы под названием «Школа без наркотиков».
Нами была разработана коррекционно – развивающая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.
Цель программы:
Способствовать формированию у школьников – подростков социальных навыков, необходимых для ЗОЖ, коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ.
Задачи:
· организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков;
· содействие улучшению качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;
Тонкости педагогики:
Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.[2] В современном мире значен ...
Формирование связной речи в онтогенезе
Изучением развития речи у детей дошкольников занимались известные ученые и практические работники, работники - педагоги, методисты: Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и д.р. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общ ...
Индивидуальный подход к учащимся
Мастер – воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношен ...