Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.
Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Из этого следует, что психологическим языком, адекватно отражающим процесс творчества, будет язык, использующий переходы от художественно-образного отражения изучаемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.
Я. А. Пономарев пишет: "Через всю историю психологии творчества в виде ее магистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз (стадий, ступеней, этапов, актов моментов) творческого процесса, их классификации, интерпретации" [5; 3-5]. Он анализирует работы Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др. и отмечает, что чаще всего выделяются следующие стадии:
ü "Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
ü Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
ü Третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
ü Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка" [17; 96-110].
Интересное описание процесса творчества в целом дает в книге "От мечты к открытию" известный канадский врач и биолог Ганс Селье. Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Приведем фрагменты его характеристик.
1. "Любовь, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена".
2. "Оплодотворение". "Разум . оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения .".
3. "Созревание". "На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого .".
4. "Родовые схватки". "Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому". По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно "вертится на кончике языка".
5. "Рождение". "Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением".
6. "Обследование". "Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждении и логически спланированного эксперимента".
7. "Жизнь". "Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение . но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям".
Г. Селье не является профессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точно и полно отразить свой опыт, к тому же представлял свои взгляды, будучи руководителем научной школы. Поэтому его описание процесса творчества с эмпирической точки зрения можно считать достаточно выверенным, реалистичным [5; 8-12].
Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом. В качестве прототипа такого представления можно рассматривать описание процесса творчества, сделанное Г. Селье. Выделенные им семь стадий творчества можно увеличить: работу разума разделить на наблюдения и осмысление явлений. Получается десять стадий, которые можно изобразить в виде круга, подчеркивая то, что творческая личность находится "в круге творчества" постоянно.
Можно отметить, что в обычном решении задач наблюдения часто заменены припоминанием информации, имеющей отношение к интересующему явлению.
1. Наблюдения, осмысление (доминирует наблюдение). В научных исследованиях часто проводится работа по сбору различного рода данных, имеющих отношение к интересующему явлению. Размышления в момент наблюдений в основном заторможены, хотя наблюдения строятся от идеи (или идей) и влияют на возникновение идей.
Тонкости педагогики:
Содержание исторического образования в университетах России
Важной стороной деятельности университетов и министерства народного просвещения являлась работа по организации учебного процесса на факультетах. В рассматриваемый период историческое образование было соединено с филологическим и входило в общую систему философского образования. Российская университ ...
Развитие способов и методов обучения
Методы обучения на сегодняшний день можно определить как способы и алгоритмы изложения содержания учебного материала, направленные на его восприятие и усвоение. С организационной точки зрения каждый метод обучения представляет собой систему взаимных связей преподавателя и учащихся, направленных на ...
Коллектив и развитие личности
Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы господства коммунистической идеологии, получила название коллективистической и до сих пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание, а ...