Как же объединить независимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно ли это? Один из вариантов - оценивать свой труд по достижениям специалистов в твоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения по достижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится с учетом внешней реальности. Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.
Отношение к достигнутому в творчестве
Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов.
В этом тоже возможны различные варианты:
¾ крайняя позиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая от себя всякую критику.
¾ все, что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можно переделать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них. Не хотелось бы, чтобы критиковали.
¾ работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они "сталкиваются" с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.
Личностные отношения, проявляющиеся в творчестве направленное на преодоление воображаемого недоброжелательного отношения. Напряжение может возникать вследствие чрезмерного стремления к обновлению результатов без "положительного подкрепления" достигнутого и т.д.
Формирование основных положений творческой личности к процессу своей деятельности заключается в том, что образ жизни человека, занимающегося творчеством, предполагает необходимость изменения и обновления личностных взглядов, перевод внутренних подсознательных эмоций и стремлений во внешнюю оболочку своей деятельности. Каждая творческая личность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства, но жизнь творческого человека — это захватывающая борьба личности внутренних и внешних мотивов и её преобразование в нечто новое.
Тонкости педагогики:
Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...
Основные задачи и направления современной дидактики
Перед современной теорией обучения стоят те же сакраментальные для педагогики вопросы, что стояли во все времена ее развития. Это вопросы: «чему учить?» и «как учить?». С точки зрения современных теорий обучения, основанных на данных психологии мышления, нейропсихологии, искусственного интеллекта, ...
Развитие и укрепление учебно-материальной базы школ: успехи и просчеты
Проблема укрепления учебно-материальной базы школ приобрела в 60–70-х гг., в условиях осуществления всеобщего среднего образования, большую актуальность, так как без ее успешного решения невозможно было далее расширять масштабы и повышать качество обучения и воспитания учащихся, совершенствовать пе ...