Обучение – способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных цепей. Обучение, с одной стороны, самый надежный путь получения систематического образования, а, с другой, оптимальный способ социальной адаптации человека к обществу и современной жизни.
Процесс обучения является предметом дидактики Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теоретические основы процесса обучения, а также разрабатывающая новые технологии и системы обучения. Процесс обучения носит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся; осуществляется под руководством педагога; носит целенаправленный, планомерный и организованный характер; строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся; является целостной системой.
Главными категориями дидактики выступают – обучение, учение .преподавание, знания, навыки, умения, содержание, формы, методы, результаты.
Обучение – специфически организованное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение поставленных целей.
Сущность обучения – формирование у обучаемых знаний, умений и навыков. Знания – совокупность усвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явлениях объективного мира. Навыки – доведенные до высокой степени совершенства и автоматизма двигательные, сенсорные и умственные действия. Умения – достигнутая в процессе обучения способность творчески использовать знания и навыки е практической деятельности.
В основе обучения лежит дидактическое отношение «преподавание – учение».
Преподавание – это упорядоченная деятельность педагогов по реализации дидактических целей, которая включает:
разъяснение учащимся целей и задач обучения;
передачу новых знаний о явлениях, событиях, предметах и законах;
организацию и управление учебно–познавательной деятельностью учащихся;
оказание помощи при затруднениях в учебно–познавательной деятельности;
стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся, организацию эвристической и исследовательской деятельности учащихся;
управление процессом перехода теоретических знаний в практические умения и навыки;
проверку и оценку учебных достижений учащихся, изменений в их обученности и развитии.
Учение – это деятельность обучаемых, включающая:
восприятие, освоение, закрепление знаний и их применение на практике;
приобретение умений и навыков и их использование в практической деятельности;
стимулирование к поиску, решению учебно – познавательных задач, создание собственной положительной мотивации учения;
самооценку, самоконтроль и самодиагностику собственных учебных достижений;
овладение спосо6ами управления своей учебно–познавательной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Процесс обучения имеет свое содержание. Это система знаний, умений, навыков, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения в определенном типе учебных заведений.
Эффективность процесса обучения определяется прежде всего: успешностью обучения и академической успеваемостью в балльных оценках, качеством знании (их полнота, глубина, системность, действенность, прочность) и степенью сформированности навыков и наработанности умений, уровнем развития учащихся, их обученностью (запас усвоенных понятий и способов деятельности) и обучаемостью (способность к усвоению знаний, навыков и умений). Вместе с этим выделяются и внешние критерии эффективности учебного процесса – адаптация выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повысить образование и темпы роста процесса самообразования и др.
Тонкости педагогики:
Высшее образование в России в середине XIX века
К середине XIX века в России существовали шесть университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский [3]. Университеты являлись крупнейшими научными и учебными центрами страны. Они готовили преподавателей для средней и высшей школы, врачей, ученых. Университеты явл ...
Особенности образовательного процесса в кадетской школе
Образовательный процесс - это целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности [сл. Полонский, ст.64]. Кадетская школа - интернат - вид государственного бюджетного образовательного учреждения, реализующего ...
Культурные формы системного мышления. Проблема
идеальных системных связей
Практика проектирования сложных систем и управления ими в современном мире из «элитарной» становится массовой [29]; возникает вопрос о «сворачивании» сложных форм системного мышления в знаково-символические системы. На наш взгляд, адекватной формой такой знаково-символической системы является «Новы ...