Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста

Современная педагогика » Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова » Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста

Страница 11

В отсутствии слов (улитка, кроссовки - не знаю)

В искажении звуконаполняемости и слогового состава слова (апельсин - писин, черепаха - пашка, голубь - гобуюк)

В замене слов звукоподражаниями (поросенок - хрю-хрю, крокодил - рык, юла -гуя)

В неправильном выборе семантических признаков слова (кастрюля - суп, бутылка - банка)

В заменах слов мимико-жестикуляторной речью (матрешка - там, показываем на шкаф)

В использовании аномальных слов (ящерица -ларита)

В замене названия предметов словесным описанием (кукуруза - я это люблю, бидон - за молоко)

В свободных высказываниях Лена Ел. Использует слова с предметным значением простой слоговой структуры слова и фразы сложной слоговой структуры называть отказывается.

Артем П. широко использует слова с предметным значением и со значением действия. Нарушения слоговой структуры слов в большей степени проявляется при произнесении фраз и предложений.

Вывод.

В результате проведенного констатирующего эксперимента было выявлено:

Основные характеристики

Лена Ел.

Артем П.

1. Уровень речевой коммуникации

Низкий

Средний

2. Слуховые функции. Уровень развития слухового внимания

Сохранны.

Снижен.

Большая отвлекаемость, недостаточный объем внимания

Сохранны.

Недостаточный.

Внимание неустойчивое, снижен объем внимания.

3. Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка отхлопыванием, отстукиванием и т.д.

Затрудняется.

Искажает

Затрудняется

4. Фонематический слух (различение звуков, слогов, звуковой и слоговой анализ слова)

Нарушен.

(замена звуков, нестойкое употребление звуков в речи, снижение слухо-произносительной дифференциации звуков; низкая способность к звуковому и слоговому анализу слова)

Нарушен.

(замена, пропуски звуков, недостаточный уровень слухо-произносительной дифференциации звуков; низкая способность к слоговому анализу слова, звуковой анализ недоступен)

5. Слоговая структура слова

Грубо нарушена.

Выделяются пропуски, замены слогов, перестановки внутри слогов

Нарушена. Преобладают сокращения и пропуски слов, нарушения звуконаполняемости слогового контура

6. Звукопроизношение

Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного механизма. Изолированно произносит все звуки. Разнотипные нарушения произношения звуков (замены, пропуски)

Нарушение артикуляторного механизма. Однотипные нарушения звуков (искажение, замена или пропуски)

Таким образом, у Лены Ел. и Артема П. имеют место выраженные отклонения в воспроизведении слоговой структуры слова. Причем уровень сформированности слоговой структуры слова у Лены гораздо ниже, чем у Артема П.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что процесс порождения речи нельзя ставить в зависимость от состояния речевой и неречевой моторики и сформированности различных психических функций или некоторых характеристик личности ребенка.

У ребенка-алалика отмечается достаточная сохранность движений артикуляторных органов на неречевом уровне функционирования артикуляционного механизма, а также относительная сохранность большинства звуков при произнесении их в слогах. То есть ребенок-алалик имеет достаточные артикуляционные возможности для использования звуков речи. Однако эти возможности не реализуются и на речевом знаковом уровне функционирования артикуляционного механизма возникает большое количество разнообразных и непостоянных замен, пропусков. Это объясняется неспособностью совершать сложные операции выбора и соотношения фонем.

Владея достаточным пассивным словарем ребенок-алалик испытывает стойкие затруднения в назывании слов. Нарушения актуализации слов вызываются не артикуляционными расстройствами и ограничением понятийной сферы, а расстройствами процесса поиска слов по его звуковым семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Ребенок - алалик затрудняется извлекать из памяти всю совокупность признаков слова или извлекает только отдельные его признаки. Этого оказывается недостаточно для актуализации слова и в результате слово не появляется или заменяется другими словами и звукокомплексами, часто несоответствующие искомому.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru