В отсутствии слов (улитка, кроссовки - не знаю)
В искажении звуконаполняемости и слогового состава слова (апельсин - писин, черепаха - пашка, голубь - гобуюк)
В замене слов звукоподражаниями (поросенок - хрю-хрю, крокодил - рык, юла -гуя)
В неправильном выборе семантических признаков слова (кастрюля - суп, бутылка - банка)
В заменах слов мимико-жестикуляторной речью (матрешка - там, показываем на шкаф)
В использовании аномальных слов (ящерица -ларита)
В замене названия предметов словесным описанием (кукуруза - я это люблю, бидон - за молоко)
В свободных высказываниях Лена Ел. Использует слова с предметным значением простой слоговой структуры слова и фразы сложной слоговой структуры называть отказывается.
Артем П. широко использует слова с предметным значением и со значением действия. Нарушения слоговой структуры слов в большей степени проявляется при произнесении фраз и предложений.
Вывод.
В результате проведенного констатирующего эксперимента было выявлено:
Основные характеристики |
Лена Ел. |
Артем П. |
1. Уровень речевой коммуникации |
Низкий |
Средний |
2. Слуховые функции. Уровень развития слухового внимания |
Сохранны. Снижен. Большая отвлекаемость, недостаточный объем внимания |
Сохранны. Недостаточный. Внимание неустойчивое, снижен объем внимания. |
3. Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка отхлопыванием, отстукиванием и т.д. |
Затрудняется. Искажает |
Затрудняется |
4. Фонематический слух (различение звуков, слогов, звуковой и слоговой анализ слова) |
Нарушен. (замена звуков, нестойкое употребление звуков в речи, снижение слухо-произносительной дифференциации звуков; низкая способность к звуковому и слоговому анализу слова) |
Нарушен. (замена, пропуски звуков, недостаточный уровень слухо-произносительной дифференциации звуков; низкая способность к слоговому анализу слова, звуковой анализ недоступен) |
5. Слоговая структура слова |
Грубо нарушена. Выделяются пропуски, замены слогов, перестановки внутри слогов |
Нарушена. Преобладают сокращения и пропуски слов, нарушения звуконаполняемости слогового контура |
6. Звукопроизношение |
Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного механизма. Изолированно произносит все звуки. Разнотипные нарушения произношения звуков (замены, пропуски) |
Нарушение артикуляторного механизма. Однотипные нарушения звуков (искажение, замена или пропуски) |
Таким образом, у Лены Ел. и Артема П. имеют место выраженные отклонения в воспроизведении слоговой структуры слова. Причем уровень сформированности слоговой структуры слова у Лены гораздо ниже, чем у Артема П.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что процесс порождения речи нельзя ставить в зависимость от состояния речевой и неречевой моторики и сформированности различных психических функций или некоторых характеристик личности ребенка.
У ребенка-алалика отмечается достаточная сохранность движений артикуляторных органов на неречевом уровне функционирования артикуляционного механизма, а также относительная сохранность большинства звуков при произнесении их в слогах. То есть ребенок-алалик имеет достаточные артикуляционные возможности для использования звуков речи. Однако эти возможности не реализуются и на речевом знаковом уровне функционирования артикуляционного механизма возникает большое количество разнообразных и непостоянных замен, пропусков. Это объясняется неспособностью совершать сложные операции выбора и соотношения фонем.
Владея достаточным пассивным словарем ребенок-алалик испытывает стойкие затруднения в назывании слов. Нарушения актуализации слов вызываются не артикуляционными расстройствами и ограничением понятийной сферы, а расстройствами процесса поиска слов по его звуковым семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Ребенок - алалик затрудняется извлекать из памяти всю совокупность признаков слова или извлекает только отдельные его признаки. Этого оказывается недостаточно для актуализации слова и в результате слово не появляется или заменяется другими словами и звукокомплексами, часто несоответствующие искомому.
Тонкости педагогики:
Методика коррекционной работы по устранению нарушений письма у детей
младшего школьного возраста
Коррекционная работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). При устранении дислексии и дисграфии каждый из звуком в процессе работы соотносится с определенной буквой. При коррекции дисграфии б ...
Современные модели концепции содержания образования
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других к ...
Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель. Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные ...