Пути достоверной корреляции: - уровень значимости менее 0.01 = уровень значимости менее 0.001
Ранжирование волевых качеств в конце эксперимента расставило их в таком порядке: 1 - целеустремленность; 2 - активность; 3 - настойчивость; 4 - ответственность; 5 - жизнерадостность; 6 - уверенность; 7 - работоспособность; 8 - организованность; 9 - сознательность; 10 - надежность; 11 -решительность; 12 - добросовестность; 13 - самообладание; 14 - терпеливость; 15 - самостоятельность; 16 - оптимистичность; 17 - инициативность; 18 - любознательность (Приложение 4, таблица 2).
Как видим, на первых трех местах находятся те же волевые качества, что и в начале эксперимента, но «вес» их значительно вырос, а самое главное они вошли в число основных волевых качеств у подавляющего большинства старшеклассников, о чем свидетельствует уменьшение величин среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации (Приложение 4, таблица 2). Теперь для выяснения взаимосвязей между качествами обратимся к корреляционному графу, составленному на основании показателей матрицы парных коэффициентов корреляции Пирсона (Приложение 4, таблица 4).
На рисунке 126 четко просматривается мощное корреляционное ядро из 7 волевых качеств, образовавшееся вокруг доминирующего волевого качества - «целеустремленность». Это неоспоримо свидетельствует о сформированное™ осознанного отношения старшеклассников к деятельности по становлению и совершенствованию своего здоровья, понимания ими, с помощью каких волевых качеств они могут эффективно осуществлять свою деятельность и достичь ее цели.
Наиболее сильные корреляционные связи в ядре «целеустремленность» имеет с «организованностью» (г = 0,433, р < 0,001), «сознательностью» (г = 0,339, р < 0,001), «настойчивостью» (г = 0,318, р < 0,001); менее сильные, но достоверные - с «инициативностью» (г = 0,229, р < 0,001), «любознательностью» (г = 0,219, р < 0,001) и через «инициативность» она связана с «активностью» (г = 0,312, р < 0,001).
Как видим, это как раз тот блок волевых качеств, который способен обеспечить эффективное начало (включение в деятельность), надежное волевое регулирование в процессе осуществления деятельности и успешное ее завершение.
Изучение констатирующих данных исследования ценностных ориентации и отношения к волевым качествам у старшеклассников контрольной группы не выявил существенной разницы в показателях 10- и 11-классников.
Исследуя отношения учащихся старших классов к компонентам здорового стиля жизни мы отметили в первой главе нашей работы, что отношение это носит пассивный, недеятельный характер. Признавая на словах необходимость соблюдения условий ЗСЖ, систематически придерживается его всего 23% старших школьников. В связи с этим мы наметили ряд задач, решения которых необходимо добиваться в ходе педагогического эксперимента по формированию ценностного отношения к здоровью (они сформулированы в первой главе нашего исследования).
Анализируя результаты, полученные при исследовании поведенческого компонента отношения старшеклассников к своему здоровью в конце эксперимента, отметим следующее:
Значительный рост показателей отношения ко всем без исключения компонентам ЗСЖ.
Разница между показателями отношения к компонентам эксперимента и в его начале статистически достоверна по отношению ко всем 12 компонентам, а также интегративному показателю отношения. Наибольший прирост в баллах получил определяющий компонент ЗСЖ - двигательная активность (F = 101,28, р < 0,001). Наименьший прирост в баллах зафиксирован у компонента- «гигиенические процедуры» (F = 5,8, р < 0,05), но значение р < 0,05 для педагогических исследований считается вполне достоверным. В остальных компонентах прирост составил величины, соответствующие высшему уровню достоверности р < 0,001.
Тонкости педагогики:
Особенности формирования слоговой структуры слова у
детей, дошкольного возраста
Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой с ...
Работа с книгой на уроках биологии
иллюстрационный материал биология урок Решению задач реформы школы — повышению качества знаний и умении учащихся, их воспитанию способствует обучение учебным умениям и прежде всего умениям самостоятельно использовать различные источники знаний и оформлять результаты работы с ними. Более эффективной ...
Становление экономической компетентности у старших школьников
Неуклонно происходящие изменения в обществе привели к изменению понятия образованности. Все в большей степени его определяют нормы, ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, что, в свою очередь, обусловливает все возрастающие потребн ...