К настоящему времени в физическом воспитании школьников сложилось противоречие между пониманием необходимости его совершенствования в направлении придания ему личностно-мотивационной ориентации на достижение психофизического здоровья и формирование основ здорового образа жизни и отсутствием или недостаточно разработанной технологией реализации этого процесса.
Исследование ценностной ориентации старшеклассников показало, что у многих из них здоровье не стало еще одной из главных ценностей в жизни. Анализ отношения старшеклассников к здоровью, проведенный нами в первой главе нашей работы, выявил, что более 75% учащихся не придерживаются здорового стиля жизни (Приложение 6, рис.2).
Перечисленные обстоятельства послужили причиной проведения нами педагогического эксперимента по формированию ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в процессе физического воспитания. По окончании двухлетнего преобразующе-формирующего педагогического эксперимента было проведено повторное исследование ценностных ориентации и отношения старшеклассников к компонентам ЗСЖ, а также исследование отношения их к системе волевых качеств, необходимых для формирования ценностного отношения к здоровью. Основным критерием успешности педагогического эксперимента явились показатели психофизического состояния старшеклассников в начале и в конце исследования.
Исследование ценностных ориентации старшеклассников в конце эксперимента выявило абсолютно доминирующее положение ценности «здоровье» в иерархии ценностей-целей (Таблица 4, рис.9).
Таблица Основные характеристики показателей (ценности - цели) в начале эксперимента.
|
Ранг |
Xi |
DXi |
Vi% | |
|
Х1 |
4 |
6,99 |
3,82 |
54,6% |
|
Х2 |
12 |
10,35 |
4,58 |
44,3% |
|
ХЗ |
1 |
4,68 |
4,16 |
88,9% |
|
Х4 |
7 |
8,72 |
4,58 |
52,5% |
|
Х5 |
16 |
12,41 |
4,5 |
36,3% |
|
Х6 |
3 |
5,49 |
3,94 |
71,8% |
|
Х7 |
5 |
7,1 |
4,68 |
65,9% |
|
Х8 |
2 |
4,9 |
3,94 |
80,4% |
|
Х9 |
14 |
11,24 |
4,84 |
43,1% |
|
Х10 |
11 |
10,3 |
3,95 |
38,3% |
|
Х11 |
8 |
10,08 |
4,76 |
47,2% |
|
Х12 |
18 |
13,8 |
3,68 |
26,7% |
|
Х13 |
13 |
11,06 |
4,52 |
40,9% |
|
Х14 |
10 |
10,27 |
4,37 |
42,6% |
|
Х15 |
6 |
7,82 |
5,54 |
70,8% |
|
Х16 |
17 |
13,43 |
3,79 |
28,2% |
|
Х17 |
9 |
10,18 |
3,85 |
37,8% |
|
Х18 |
15 |
11,54 |
5,41 |
46,9% |
Тонкости педагогики:
Психолого-педагогические требования к средствам обучения
Чтобы дидактическое средство приносило необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных дидактических требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая с помощью средств обучения информация должна соответствов ...
Урок – основная форма организации обучения в школе
Я считаю, что примером применения преподавания является урок. Что такое урок? Ответ на данный вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающем является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучен ...
Диагностические методики исследования творческой личности
Методики определения уровней развития эстетических способностей имеют целью выявить ту или иную грань чувства формы во взаимосвязи со способностями воображения и эмпатии, вчувствования в форму. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и спец ...