Основная цель отечественной системы физического воспитания - формирование психофизического здоровья подрастающего поколения, воспитание у него потребности в здоровом образе и стиле жизни (70, 136).
Проведенные нами в 1992-2000 гг. исследования психофизического состояния учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ г.Самары и Самарской области показали, что цель эта не достигнута.
Определение уровня соматического здоровья по методике Г.Л Апана-сенко выявило тревожные тенденции в его динамике и текущем состоянии (таблица 3) (Приложение 7, рис. 1,2).
Таблица 3 Количественные показатели соматического здоровья школьников
|
Классы Группы |
Уровень состояния соматического здоровья школьников | |||||||||
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
|
Мальчики и юноши |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
5 |
|
Девочки и девушки |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
Анализ состояния соматического здоровья мальчиков и юношей показывает, что в 1-3 классах его средний уровень находится на отметке 6 баллов, что соответствует нижней границе среднего уровня, затем в 5-7 классах он повышается до 7 баллов, что, видимо, объясняется адаптацией их организма к условиям школьной жизни, затем в 8-10 классах опять снижается до 6 баллов и в 11 классе опускается до 5 баллов, что соответствует низкому уровню соматического здоровья, обозначающему состояние предболезни.
Снижение уровня соматического здоровья в старших классах свидетельствует, видимо, о возросшей учебной нагрузке на старшеклассников, вследствие чего значительно снижается их двигательная активность, что, несомненно, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья (25, 28).
Анализ состояния соматического здоровья девочек и девушек выявляет аналогичную динамику, отличающуюся лишь тем, что организм девочек быстрее адаптируется к условиям школьной жизни (уже ко второму классу) и общий уровень соматического здоровья несколько выше (во 2, 3, 6, 11 классах на 1 балл), хотя также имеет тенденцию к снижению к окончанию школы, по-видимому, по тем же причинам, что и у юношей.
Таким образом, приходится констатировать, что существующее физическое воспитание в школе не обеспечивает должного уровня соматического здоровья учащихся (9-11 баллов) и не способно влиять на положительную его динамику. Беседы с учителями и анализ учебного процесса показали, что существующая ориентация физического воспитания на приоритет нормативного подхода в оценке его эффективности не способствует формированию у школьников потребности в ЗСЖ и не оказывает должного влияния на состояние их здоровья.
Тонкости педагогики:
Педагогические организации
навыков чтения
Чтение - трудный процесс. Зрелый, бывалый читатель не примечает примитивных действий, из которых формируется процесс чтения, потому что данные действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех примитивных действий в одно трудное, для него весь элемент предста ...
Значение обучения детей дошкольного возраста простейшим измерениям
дошкольный измерение математический величина Вопрос о роли измерений в формировании первых математических представлений издавна ставился в работах выдающихся педагогов: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. Прогрессивные представители русской методики арифметики – также значительное внимание ...
Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике
Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х -80-е годы Ю.А. Первиным, Д. Сьюзел, Д. Ротерей, S. Papert и другими. Они предлагали использовать обучающие средства для формирования умственных действий и умений использования инф ...