Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Страница 3

где: Xi - среднее значение i показателя

Dxi - среднее квадратическое отклонение i показателя

Vi - коэффициент вариации i показателя

Главным результатом эксперимента в области формирования ценностных ориентации явился тот факт, что «здоровье» как ценность у всех без исключения респондентов вошло в иерархическое ядро их индивидуальной структуры ценностных ориентации . На это указывает снижение коэффициента вариации с 89% до 60%. Напомним, что в начале эксперимента у довольно большого числа старшеклассников «здоровье» не входило в их иерархическое ядро ценностей. Во второй группе ценностей-целей находятся такие ценности, как: «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие верных друзей». В третью группу ценностей-целей, также входящих в иерархическое ядро ценностей личности, вошли: «интересная работа», «активная деятельная жизнь», «материально-обеспеченная жизнь» и «общая хорошая обстановка в стране». В четвертую группу ценностей, характеризующуюся нейтральным отношением к ним личности, вошли: «здравый смысл», «общественное признание», «познание», равенство», «самостоятельность», «свобода», «творчество», «уверенность». В пятую группу вошли ценности: «красота природы и искусства» и «удовольствия».

На основании полученных результатов исследования ценностных ориентации личности старших школьников нарисуем среднестатистический ценностно-ориентационный портрет старшеклассника: «Главное в жизни -это счастливая семейная жизнь с любимым человеком в окружении верных друзей, в сочетании с интересной работой, которая, наряду с моральным удовлетворением, приносит материальный достаток и ощущение активной деятельной жизни. Но все это возможно только при наличии хорошего здоровья, а поэтому основное внимание в жизни необходимо уделять его сохранению и укреплению. Здравый смысл, познание, творчество, уверенность в себе для кого-то, может быть, являются главными в жизни, но для меня это лишь средства для достижения вышеперечисленных ценностей. Не считаю для себя существенно важным общественное признание, свободу, самостоятельность. Не понимаю тех, кто всю жизнь проводит в удовольствиях и в любовании природой».

Сравнивая этот портрет старшеклассника с тем, что был до эксперимента, нельзя не заметить значительно более гармоничную структуру личностных ценностных ориентации. Возросло значение социальных ценностей для старшеклассников, что свидетельствует о более зрелом мировоззрении. Сохранилась, правда, недооценка таких важных для человека образований, как свобода, равенство возможностей для всех, но это свойственно ранней юности.

Теперь рассмотрим, какие связи образовались между ценностями-целями в структуре ценностных ориентации личности старшеклассника. Для этого воспользуемся корреляционным графом (Рис. 106). На рисунке видно, что корреляционное ядро сформировалось вокруг ценности «активная деятельная жизнь», занимающей в структуре ценностных ориентации 7 позицию. До эксперимента аналогичное ядро было образовано вокруг ценности «удовольствия», занимающей 15 место в иерархии. Так же, как в начале эксперимента, в корреляционное ядро входят пять ценностей-целей. Наибольшая достоверная положительная корреляционная связь образовалась между ценностями «познание» и «творчество» (г = 0,355, р < 0,001). По нашему мнению, это явилось результатом активной творческой, ценностно-ориентированной, познавательной деятельности, в которую были вовлечены старшеклассники в ходе формирования у них ценностного отношения к своему здоровью.

Также наличествует достоверная положительная связь между ценностями «активная деятельная жизнь» и «познанием» (г = 0,235, р < 0,01); «активная деятельная жизнь» и «интересная работа» (г = 0,226, р < 0,01).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель. Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные ...

Педагогические организации навыков чтения
Чтение - трудный процесс. Зрелый, бывалый читатель не примечает примитивных действий, из которых формируется процесс чтения, потому что данные действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех примитивных действий в одно трудное, для него весь элемент предста ...

Трансакционный анализ Э.Берна
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем со ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru