Психолого-педагогические требования к средствам обучения

Страница 1

Чтобы дидактическое средство приносило необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных дидактических требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая с помощью средств обучения информация должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебника. Информация, передаваемая с помощью средств обучения, должна быть доступной. Доступность проявляется не в упрощенном изложении, а в тех или иных особенностях подачи учебной информации, учитывающих опыт, круг интересов и уровень знаний учащихся.

В настоящее время еще не разработаны четкие психолого-педагогические требования, предъявляемые к рабочим тетрадям.

Рассмотрим психолого-педагогические требования к различным дидактическим средствам обучения: наглядные средства обучения, макеты и технические модели, фотографии и рисунки, транспаранты, технический чертеж и проанализировав их выберем те, которые применимы к рабочей тетради.

Натуральные объекты дают конкретное целостное представление об объектах.

Например, преподаватель демонстрирует учащимся коробку передач определенного станка. Однако принцип действия при помощи только самого объекта не всегда можно объяснить. Необходимо после общего представления натурального объекта при помощи моделей и схем пояснить - как конкретно работает коробка передач [24,с. 126].

Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий, прежде всего оборудование и их узлы, необходимо специально подготавливать или обрабатывать:

сделать разрезы;

произвести специальную окраску отдельных деталей;

вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах;

подсветить внутренние полости;

установить лампочки – сигнализаторы и т. д. [23,с.145].

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.;

2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстрации, так как они порой содержат и отвлекающие моменты;

3) детальное продумывание пояснений (вводных, но ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Таким образом, наглядность — одно из главных требований при отборе натуральных объектов или проектировании различных видов пособий, содержащих натуральные объекты в качестве их компонентов[25,c.96].

С этой целью отбирают объекты с ярко выраженными типичными признаками, необходимыми для раскрытия содержания изучаемых понятий. Для усиления наглядности натуральных объектов применяют различные способы кодирования: цветом, цифрами, буквами.

При проектировании различного рода моделей необходимо учитывать общие педагогико-эргономические требования, обусловленные дидактическими возможностями и функциями этого вида средств обучения: информативностью, адаптивностью к определенному способу деятельности и др.

В практике профессионального обучения наиболее распространенным видом таблиц – наглядных плоскостных пособий являются - плакаты. Частично (главным образом для обучения по массовым профессиям) плакаты издаются централизовано. Однако зачастую плакаты разрабатываются и изготовляются преподавателями и мастерами или под их руководством учащимися непосредственно в учебном заведении. При разработке содержания и изготовления учебных плакатов руководствуются следующими требованиями:

содержание плаката должно соответствовать его тематике, определенной заголовком и, по возможности, быть простым, доступным, наглядным;

изображения на плакате должны быть достаточно крупными, позволяющими четко их видеть с любого места в учебном кабинете, классе; объекты иллюстраций на плакате должны изображаться в их естественных положениях;

изображения на плакате должны выполняться с соблюдением масштабных соотношений их частей, особенно если это относится к существенным деталям;

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Роль профессионализма и мастерства педагога в решении педагогических задач в процессе обучения изобразительному искусству
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождаю ...

Эффекты коллективного мышления
Отметим эффекты, по которым можно заметить, что индивидуальные мыслительные акты и действия участников развиваются, «собираются» до культурного феномена коллективного мышления. Во-первых, можно заметить, что участники (не только ведущие процесса) удерживают целостность обсуждения, строят высказыван ...

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта дея ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru