Психолого-педагогические требования к средствам обучения

Страница 2

наиболее существенные детали изображений следует выделять окрашиванием. При этом не следует применять слишком яркие и контрастные краски;

элементы, детали изображений, раскрывающие принцип действия или конструкцию объектов и иллюстраций, рекомендуется выделять более яркими тонами окрашивания, второстепенные — менее яркими;

надписи на плакатах должны выполняться достаточно крупным, четким шрифтом: не следует перегружать плакат текстом, тем более мелким;

при компоновке содержания плаката не следует помещать на нем большого (более 3—4) количества изображений;

в тех случаях, когда мелкие детали изображения имеют существенное значение, их следует сопровождать дополнительными изображениями в увеличенном виде;

при необходимости помещения на плакате значительного количества изображений, их следует располагать в последовательности изучения.

При обобщении и закреплении знаний необходимо использовать принципиально другие виды наглядности, чем те которые были применены при актуализации знаний. Как правило они должны быть концентрированными и обобщающими, часто охватывающими представленные ранее в отдельности средства наглядности[27,c.172].

Макеты и технические модели позволяют учащимся познакомиться с реальным объектом. Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить. Макеты, как правило, меньше натуральных объектов, поэтому их удобнее использовать в учебном процессе[16,c. 158].

На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными оказываются рисунки, так как в качестве наглядного материала они имеют значительные преимущества: с помощью рисунка можно показать Свойства предмета раздельно от целого, отделить существенное от несущественного, показать наиболее типичные черты объекта.

В зависимости от условий учебного процесса фотографии и рисунки, предлагаемые учащимся, могут быть взяты из книг, их функции могут выполнять таблицы, диапозитивы, диафильмы. По фотографиям и рисункам учащиеся могут составлять описания, делать выводы, анализировать производственные ситуации. Фотографии и рисунки имеют достаточно низкий уровень абстракции, поэтому они наиболее доступны для восприятия. Вместе с тем они перегружены второстепенными для учебного познания материалом, который отвлекает внимание учащихся от сути. При использовании образных пособий, задача преподавателя заключается в акцентировании внимания на наиболее значимых деталях наглядного материала[18,с.163].

Возможность проецирования транспарантов с помощью графопроектора без затемнения является огромным преимуществом этого вида пособий.

Транспаранты изначально использовались как заменитель классной доски. Преподаватель может, сидя лицом к учащимся, вести необходимые записи, поясняющие его объяснения, которые проецируются на экран. В этом случае он может по ходу объяснения наносить нужные изображения, руководить наблюдением за учащимися, привлекать их к решению той или иной познавательной задачи (проводить сравнения, сопоставления, анализ, дополнять информацию в схемах или таблицах и т.д.)

Одним из вариантов предъявления информации с помощью транспарантов – является наложение одного кадра на другой. Это позволяет не сразу, а постепенно передавать учащимся информацию, логическое завершение которой происходит с наложением последнего кадра[21,с.189].

Технический чертеж - передает точно в виде символов существенные пространственные признаки объекта (размеры, внешний вид и т.д.) По сути, чертеж является условным изображением. Объект показывают в разных проекциях, в разрезе для создания в сознании учащихся образа объекта со всеми его пространственными свойствами. Чтобы это произошло, учащимся необходимо иметь довольно высокий уровень пространственных представлений. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения.

Так как рабочая тетрадь включает в себя следующие компоненты: чертеж, схемы, блок-схемы, рисунки, контрольные вопросы и задания, то для нее характерны те же психолого-педагогические требования:

- соответствовать тематике занятия;

-четкое выделение главного;

-наглядность;

-детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Регионоведение как наука. Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и ис ...

Одаренные дети: методика диагностики
Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар». В педагогике же с понятием «одаренность» следует связывать, по меньшей мере, две ...

Методика проведения и анализа результатов констатирующего эксперимента
Место прохождения преддипломной практики: Череповецкий лесомеханический техникум имени В.П. Чкалова. Техникум основан в 1869 году братьями Иваном и Василием Милютиными. В 2006 году контингент учащихся составил 1750 человек. Преподавательский состав - 71 человек. Среди подлинных мастеров своего дела ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru