Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Современная педагогика » Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Страница 5

Принцип развивающего воспитания отражает психологическую основу коррекционно-воспитательной работы: учет "зоны актуального" и "зоны ближайшего" развития ребенка с дезонтогенезом. Продуманная помощь со стороны взрослого предопределяет успешность психического и физического развития малыша с первых дней жизни. Недостаточность квалифицированной психолого-педагогической помощи с рождения приводит не только к возникновению у дошкольника госпитализма, но и к социальной депривации в дальнейшем.

Принцип социальной активности предполагает раннюю социализацию ребенка с нарушениями психофизического развития, обеспечение его индивидуальной формы существования, снижение зависимости от посторонней помощи - "все, что могу, делаю сам". Акцент необходимо делать не на пассивное усвоение, а на овладение значимым опытом в процессе предметно-практических и социальных действий, обеспечивающих своевременность социальной интеграции. В этой связи особое место отводится различным вариантам интегрированного воспитания дошкольников.

Принцип нормализации жизни, окружающей среды так же, как и принцип социальной активности, подчеркивает необходимость расширения социальной интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития, устранение или ослабление негативных воздействий на ребенка, сегрегации в воспитании и обучении, в социальных контактах с первых месяцев жизни. Каждый новый для малыша коллектив (семья, детский сад, школа) является для него важным, значимым этапом успешной социальной адаптации.

Принцип опоры на ведущую деятельность - один из доминирующих в системе ранней комплексной помощи, так как овладение ребенком социальным опытом осуществляется преимущественно в игровой деятельности, ведущей для этого периода. А.Н. Леонтьев отмечал, что ребенок развивается поступательно в общении и в деятельности. Игра не только побуждает малышей к двигательной активности, но и является важным средством разностороннего развития, коррекции психофизических нарушений. В этой связи особенно важно разрабатывать к каждому разделу программы игротеки, отражающие основное содержание программы, способствующие реализации поставленных коррекционно-образовательных задач.

Поставив перед собой задачу обеспечения ранней социализации ребенка с отклонениями в развитии, специалисты и родители должны быть ориентированы на реализацию принципа педагогического оптимизма с учетом необходимости и достаточности содержательного и операционального компонентов индивидуальной коррекционно-развивающей поддержки. Акцент необходимо сделать на трансформацию целеполагания в процессе воспитания и диагностичность психолого-педагогического анализа достижений и трудностей ребенка. Весь педагогический процесс целесообразно строить с учетом ближайших и перспективных целей, достижений и трудностей ребенка.

Ближайшие цели реализуются на основе практико-ориентированного воспитания (А.Н. Коноплева, 2002; Т.Л. Лещинская, 2000; П.И. Третьяков, 1997) и социальной направленности содержания (формирование знаний и умений, жизненно необходимых в повседневной практике). Перспективные цели ориентированы на развитие способностей личности (в том числе и компенсаторных) и необходимых данному возрасту личностных качеств, определенного уровня предметно-практической и игровой деятельности.

Очевидно, что ближайшие цели необходимо соотносить с "уровнем актуального развития" ребенка, а перспективные - с "уровнем ближайшего развития". Названные уровни определяются в процессе исходного, текущего и итогового психолого-педагогического обследования. В процессе психолого-педагогического обследования ребенка (с обязательным учетом данных его клинико-физиологического, нейропсихологического исследования) важно получить ответы на следующие вопросы (Л.С. Цветкова, 1997):

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Становление экономической компетентности у старших школьников
Неуклонно происходящие изменения в обществе привели к изменению понятия образованности. Все в большей степени его определяют нормы, ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, что, в свою очередь, обусловливает все возрастающие потребн ...

Обзор образовательной системы
Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства. В каждой из земель действует св ...

Понятия и основные подходы в исследовании творческой личности
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Бол ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru