Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Современная педагогика » Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Страница 2

Ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможности своевременной социализации, включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) уже в дошкольном возрасте (в республике функционирует 150 интегрированных групп и их число быстро растет).

В Беларуси имеются условия для создания республиканской системы ранней помощи детям-инвалидам и детям "группы высокого риска". Создана определенная нормативно-правовая база: ратифицированы Конвенции ООН; приняты законы "Об образовании в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития" (специальном образовании)"; успешно реализуются Концепция специального образования, Концепция дошкольного образования; осуществляется интегрированное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с утвержденным Положением об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями развития; реализуется Положение об обучении детей с особенностями развития на дому и др.

Обобщен и накоплен позитивный практический опыт оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с "фактором риска" в развитии и детей-инвалидов с первых дней жизни. Созданы и успешно работают службы ранней помощи при некоторых центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в медицинских центрах, при поликлиниках. Однако они разобщены. Недостаточно эффективна межведомственная координация их деятельности. Ограниченное количество таких служб, недостаточное научно-методическое обеспечение не могут удовлетворить спрос населения на такого рода услуги. Дефицит информации, методической литературы снижает эффективность и качество проводимой работы. Отсутствие государственной системы ранней помощи детям и их семьям препятствует осуществлению эффективного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. Снижается результативность предупреждения и профилактики инвалидизации детства. Увеличиваются затраты государства на систему специального образования.

Необходимость создания государственной системы ранней помощи детям подчеркивается специалистами здравоохранения и социальной защиты. Признаны приоритет разработки проблем ранней помощи и ее социально-экономическая значимость, неоспорима перспективность ожидаемых результатов.

Важным шагом в создании национальной системы ранней комплексной помощи является научная разработка концепции, модели и программы ранней коррекционно-педагогической помощи в Центре специального образования по заказу Управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. Научно-исследовательская работа начата в Национальном институте образования в 2003 году.

Цель концепции - научное обоснование проектирования системы ранней диагностики нарушений, комплексной помощи детям "группы высокого риска" и их родителям с учетом самоценности дошкольного периода детства и равных прав каждого ребенка на получение необходимой комплексной помощи внутриутробно и с первых дней жизни.

Разработка стратегии создания государственной концепции ранней комплексной помощи в системе образования позволит определить этапы ее становления и последовательность решения тактических задач. Педагогическое проектирование осуществляется на нескольких уровнях: теоретическом, моделирующем, содержательном, процессуальном.

Используя термин "концепция", мы имеем в виду замысел преобразований, оформленный с применением модифицируемой системы подходов, ценностных ориентации, понятий и принципов (Н.А. Масюкова, А.Я. Наин, Б.В. Пальчевский, В.И. Слободчиков и др.). В Концепции определяются теоретические основания создания модели раннего выявления детей с "фактором риска" психолого-педагогической диагностик имеющихся отклонений, помощи детям и их семьям, а также функции стратегия, цели и задачи развития со ответствующей службы до 2010 года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Выпуск специалистов
На сегодняшний день в США большую часть взрослых студентов составляют женщины. В данный момент они представляют 41 % ученых в области наук о жизни, 23% химиков, 18% геологов, 30% математиков – специалистов в области вычислительной техники, 6% инженеров и 57% психологов. Для женщин существуют специа ...

Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея
Проанализированы подходы к понятию «духовность», которые являются необходимыми для формирования высококультурной личности. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций лицеистов. В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего ...

Сущность социальных проблем современной семьи
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, н ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru