Необходимость физических занятий с детьми школьного возраста в семье

Страница 5

Не во всех семьях уровень организации физической культуры соответствует требованиям времени. К сожалению, многие родители считают занятия физическими упражнениями и спортом пустой тратой времени. Они радуются, если их ребенок с утра до вечера занят умственным трудом, музыкой, рисованием. А ведь недостаточность двигательной активности создает предпосылки к ослаблению организма, к развитию всевозможных заболеваний. Обычно это сказывается на здоровье позднее, после 25— 30 лет, когда исправить положение бывает значительно труднее [4].

При рациональной организации суточного режима ребенка можно найти время для занятий различными видами деятельности. Но чем бы ни занимался и чем бы ни увлекался ребенок (музыка, живопись, литература, техника), занятия физическими упражнениями должны найти место в его режиме дня. Возможности использования физических упражнений для укрепления здоровья и устранения недостатков физического развития детей определяются важной ролью мышечной системы во всей жизнедеятельности детского организма. Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования сердца, дыхательного аппарата, других внутренних органов. Движение — источник здоровья, работоспособности и трудовой активности детей.

Природа наделила человеческий организм большими резервами, но они идут в ход только тогда, когда в них есть нужда. При выполнении физической работы нагрузку получают и внутренние органы, прежде всего сердце, дыхательный аппарат и др. При этом их работоспособность повышается. Так, когда ребенок находится в покое, пульс у него составляет 80—90 в 1 мин. Стоит ему перейти на бег, частота сердечных сокращений (ЧСС) повышается до 140—200 в 1 мин и более, то есть, заставляя работать мышцы, мы вынуждаем более интенсивно трудиться сердце, дыхательный аппарат и другие внутренние органы [6].

Замечено, что при систематических занятиях физическими упражнениями ЧСС и частота дыхания (ЧД) в покое снижаются, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности, а работоспособность сердца и дыхательного аппарата при выполнении физической или трудовой нагрузки повышается. Например, у человека, не занимающегося спортом, ЧСС в покое составляет 80 в 1 мин, при работе она увеличивается до 160—180, а у систематически занимающегося спортом ЧСС составляет соответственно 40 и 240 в 1 мин. Следовательно, у человека, не занимающегося спортом, имеется 2-кратный, а у занимающегося спортом — 6-кратный запас сердечной деятельности. Первый в состоянии выполнить без вреда для здоровья физическую нагрузку средней интенсивности, а спортсмен — более интенсивную и длительную физическую или трудовую нагрузку [14].

Таким образом, систематические занятия физическими упражнениями способствуют увеличению резервов детского организма.

Движение — это естественная потребность детей, обусловленная самой природой живого организма, для которого движение является формой существования. «Тело без движения подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниет» — писал ученый-медик XVIII века Н. Максимович-Амбодик [14, C.118].

В московском зоопарке был проведен опыт: молодых зайчат, тетерева и соловья лишили возможности двигаться — их содержали в маленьких клетках. Когда животные и птицы выросли, их выпустили на простор. Зайчата сделали несколько прыжков и упали замертво. Тетерев поднялся в воздух, пролетел полтора круга и тоже упал замертво. Соловей запел и тут же умер. Внутренние органы животных, лишенных движения, не были тренированы и поэтому не выдержали даже незначительной нагрузки. Зайчата и соловей умерли от разрыва сердца, а тетерев — от разрыва аорты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru