Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Страница 3

Интересны данные исследования ценностных ориентиров киргизской молодежи, проведенные Ч.А. Шакеевой в 1996-1997 годах. Результаты ее обследования показали, что ценность «здоровье» представлена как главная и доминирующая у студенчества и молодых предпринимателей, у безработных же «здоровье» находится по значимости лишь на седьмом месте. Здесь прослеживается явная положительная связь между отношением к своему здоровью и социальным положением личности.

В результате исследования ценностных ориентации старшеклассников, проведенных в 80-е годы И.В. Дубровиной с сотрудниками, на первом месте оказалась «хорошая обстановка в стране и мире», втором - «интересная работа», третьем - «хорошие и верные друзья», четвертом - «здоровье», пятом - «счастливая семейная жизнь» и шестом - «любовь».

На основе полученных результатов был дан ценностно-ориентационный условный портрет среднестатистического старшеклассника.

Главное в жизни - это найти интересную работу и хороших верных друзей, при условии, что будет сохранен мир на Земле и ты будешь здоров.

Очень важно для человека иметь хорошую семью, основанную на взаимопонимании и любви. Конечно же, надо быть уверенным в себе. Очень важно также быть интеллектуально развитым, повышать свое образование, вести активную деятельную жизнь. Но все это возможно только при условии, что будет сохранен мир на земле и ты будешь здоров. Очень важно для человека иметь хорошую семью, основанную на взаимопонимании и любви. Конечно же надо быть уверенным в себе. Очень важно также быть интеллектуально развитым, повышать свое образование, вести активную деятельную жизнь. Но все это возможно только при наличии хорошей работы и личного счастья. Желательно также иметь возможность для творчества, переживать красоту природы и искусства. Видимо есть люди, которые хотят получить общественное признание, быть независимыми, материально обеспеченными, но для меня это не главное в жизни. И уж совсем не следует тратить свою жизнь на получение только удовольствий. Это недостойно человека.

Изучение ценностных ориентации старшеклассников проводилось нами в школах г.Самары и Самарской области: областном педагогическом лицее, школах № 43 и № 48 г.Самары, школе №11 пос. Нагорный. Всего было обследовано 240 респондентов по методике Рокича-Ядова.

Полученные данные были изучены и обработаны с помощью математических и статистических методов исследования. Подробнее о методах и организации исследования будет рассказано во второй главе нашей работы. В результате исследований ценностных ориентации современных старшеклассников иерархия ценностей и целей выстроилась следующим образом: 1) «здоровье»; 2) «наличие хороших и верных друзей»; 3) «любовь»; 4) «активная и деятельная жизнь'»; 5) «материально обеспеченная жизнь»; 6) «счастливая семейная жизнь»; 7) «интересная работа»; 8) «познание»; 9) «уверенность в себе»; 10) «свобода как независимость в поступках и действиях»; 11) «общественное признание»; 12) «жизненная мудрость»; 13) «самостоятельность как независимость в суждениях и поступках»; 14) «общая хорошая обстановка в стране»; 15) «жизнь, полная удовольствий и развлечений»; 16) «красота природы и искусство»; 17) «творчество»; 18) «равенство» (Приложение 2, таблица 1, рис. 1).

При этом необходимо отметить, что ценности-цели «здоровье» и «наличие хороших и верных друзей» набрали практически одинаковый рейтинг (4,7 и 4,9), но при этом коэффициент вариации у ценности «здоровья» (89%) значительно выше, чем у второй ценности (80%), а это говорит о том, что «здоровье» не входит в иерархическое ядро ценностей-целей большого числа старшеклассников (в отличие от ценности «наличие хороших и верных друзей»). У многих респондентов ценность «здоровье» расположилась ниже восьмого места, а это говорит о неоднородности обследуемой социогруппы в ее предпочтении ценности «здоровье» (Таблица 1, рис.7).

Анализируя иерархическую таблицу ценностей-целей старшеклассников, нельзя не заметить, что все они как бы разбились на 4 группы: в первую вошли: «здоровье» и «наличие хороших и верных друзей»; во вторую - «любовь», «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь» и «активная деятельная жизнь»; в третью, самую многочисленную, - «жизненная мудрость», «интересная работа», «общая хорошая обстановка в стране», «общественное признание», «познание», «самостоятельность», «свобода», «уверенность», «удовольствия»; в четвертую - «красота природы и искусства», «равенство», «творчество».

Исходя из этого, попытаемся дать ценностно-ориетированный портрет современного старшеклассника:

Главное в жизни - здоровье и наличие хороших и верных друзей. Важное место занимает любовь. Хорошо бы иметь хорошую семью и быть материально обеспеченным, при этом не обязательно за счет хорошей интересной работы. Такие общественно-социальные ценности как свобода, хорошая обстановка в стране, общественное признание может быть для кого-то и важны, но не для меня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Проблемы внедрения инноваций в образовании. Рекомендации по внедрению
В настоящее время обсуждение проблем реформирования образования стало настолько обыденным, что интерес к этой теме со стороны администрации образовательных учреждений и рядового учительства начинает угасать. Тем не менее они не исчезли. Существующие проблемы требуют решения независимо от нашего отн ...

Методика введения понятия функции по стандартам математического образования
Функциональная линия является одной из самых важных линий в курсе математики. Без правильного введения понятия функции невозможен дальнейший процесс изучения данной линии. Поэтому далее в своей работе я буду рассматривать тему «Введение понятия функции» более подробно. В школьных учебниках существо ...

Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"
Последняя половина XX в. характеризовалась резким увеличением объема общественного производства в мире (в 7 раз с 1950 по 1990 гг.), развитием вычислительной техники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в исто ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru