Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Страница 5

Далее рассмотрим наличие и характер связи между отдельными ценностями-целями в иерархической структуре старшеклассника. Для этого воспользуемся методом отображения взаимосвязи в корреляционном графе, предложенным эстонским математиком Л.Выханду (67).

Как видно на рисунке, положительные корреляционные связи сложились лишь между малозначащими ценностями в структуре ценностных ориентации старшеклассника. Корреляционное ядро сформировалось вокруг ценности «удовольствия», занимающей 15 место в иерархической структуре.

Наибольшая корреляционная положительная связь образовалась между ценностями 13 и 14 (г = 0,471), обозначающими соответственно «самостоятельность как независимость в поступках» и «свобода как независимость в действиях», что неудивительно, поскольку оба эти понятия почти синонимы.

Положительная корреляционная связь установлена также между ценностями «удовольствия» и «материально обеспеченная жизнь» (г = 0,268); «удовольствия» и «свобода» (г = 0,276); «удовольствия» и «уверенность» (г = 0,266) (Приложение 2, таблица 1).

Таким образом, старшеклассники, видимо, считают, что жизнь, полная развлечений и удовольствий, предполагает материальный достаток, что в свою очередь приведет к уверенности в себе, свободе и независимости в действиях (Рис. 10а).

Но нас, конечно же, больше всего интересует наличие и характер связи ценности «здоровье» с другими ценностями-целями.

Как уже отмечалось выше, положительных достоверных связей между ценностями, входящими в иерархическое ядро старшеклассника, не выявлено. А вот если рассматривать обратные (отрицательные) связи, то здесь образовалось очень четкое корреляционное ядро вокруг ценности (3) - «здоровье» (Рис.11а).

Наиболее сильная достоверная обратная связь (р<0,001) обнаружена между «здоровьем» и «свободой» (г = -0,304); достоверная обратная связь (р<0,001) также обнаружена между «здоровьем» и «самостоятельностью» (г = -0,229); «здоровьем» и «счастливой семейной жизнью» (г = -0,216); «здоровьем» и «удовольствиями» (г = -0,231) (Приложение 2, таблица 1).

Если понимание того, что жизнь, полная удовольствий и развлечений, несовместима со здоровым стилем жизни может быть принято как положительный момент, то представление о том, что забота о собственном здоровье и соблюдение здорового стиля жизни могут привести к осложнениям в семье, и ограничениям в свободе и самостоятельности в поступках и действиях, нуждается в корректировке с помощью специальных технолого-педагогических средств.

Таков краткий анализ исследования ценностных ориентации современных старшеклассников, которое позволило сформулировать ряд задач, решение которых необходимо запланировать в ходе формирования ценностного отношения к здоровью:

1. Способствовать тому, чтобы ценность «здоровье» вошла в иерархическое ядро ценностей-целей всех участников педагогического эксперимента.

При формировании мировоззрения здорового образа жизни добиваться гармонизации всей системы ценностных ориентации личности старшеклассников.

В ходе формирования ценностного отношения к здоровью приобщать старшеклассников к здоровому стилю жизни путем воспитания у них соответствующих потребностей и мотиваций, разъясняя, что хорошее здоровье не только не препятствует свободе и самостоятельности действий и поступков, а, наоборот, является необходимым гарантом свободы выбора любой формы жизнедеятельности и залогом ее эффективности.

Теперь перейдем непосредственно к изучению отношения старшеклассников к своему здоровью.

Исследованию отношений в физическом воспитаний придавалось большое значение как у нас в стране, так и за рубежом. Но основное внимание при этом уделялось определению простой оценки отношений человека к определенному аспекту физического воспитания, тогда как гораздо важнее представляется проблема формирования или изменения отношений, их действительное влияние на поведение человека (134, с. 125).

Большинство педагогов и психологов считают, что измерять необходимо каждый из трех компонентов отношения: познавательный, эмоциональный, и поведенческий. Особенно широкое распространение при этом получили стандартизированные опросные методы (215, 218, 219, 230, 242, 247, 248). Большое распространение получили также метод семантического дифференциала (К. Осгуд, 1957), при котором испытуемым предъявляют объект отношения, и они отмечают свое отношение к нему с помощью набора шкал (235), и метод поведенческого дифференциала (Х.Триандис, 1964), который является общим инструментом для измерения поведенческих намерений испытуемых по отношению к какому-либо объекту (244).

Однако в литературе по физическому воспитанию пока не выделяется 3 компонента отношений и не признана необходимость измерения каждого из них (134, с. 130). При исследовании отношений испытуемых к различным аспектам физического воспитания специалисты физической культуры и спорта обычно выясняют в общих чертах, что отношения эти, как правило, положительные, хотя иногда ниже желаемого уровня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru