В своем исследовании мы основывались на трудах известных отечественных педагогов и психологов, посвященных проблемам формировании личности подрастающего поколения: Л.И. Божович (45, 46), И.В. Дубровиной (189), И.С. Кона (102, 103), В.А. Крутецкого (ПО), Н.Д. Левитова (116), Л.И. Мнацаканяна (138), А.В. Мудрика (141), Х. Ремшмидта (155), Д.И. Фельдштейна(186).
Старший школьный возраст рассматривается возрастной психологией как ранняя юность. Ранняя юность - это возраст больших противоречий. Личностно-поведенческие противоречия выражаются не только в полярности чувств и эмоций, но и в противоречивости желаний и стремлений, в непосредственности и непоследовательности поведенческих реакций. Являясь признаком активного формирования личности, эти характерные черты свидетельствуют и о неустойчивости развивающейся личности, и о том, что она находится на переходном этапе своего формирования. Эта неустойчивость успешно может быть преодолена в результате целенаправленных систематических педагогических воздействий, организованных и реализованных с пониманием перечисленных проблем (138).
Эмоционально-повышенная-реактивность старших школьников сказывается и на особенностях развития и проявления оценочных способностей. Прямой возрастной проекцией в них выступает часто встречающиеся крайности и непостоянство в оценочных суждениях (138, с.65).
В качестве первоисточников самооценки и оценок в период ранней юности могут выступать мнения родителей, суждения учителей, средств массовой информации, литературы, авторитетных людей, мнения, сложившиеся в собственном опыте. Однако эти чужие мнения и суждения, которые старшеклассники всегда «пропускают через себя», есть продукт собственных размышлений (138).
Л.И. Божович, И.С. Кон, А.С. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и другие исследователи этого возраста связывают переход от подросткового возраста к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов.
В старшем школьном возрасте формируется психологическая готовность к личностному самоопределению, которая предполагает создание неких психических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь (189, с.6).
Выдвинутые здесь аргументы обусловили выбор, направления наших исследований - формулирование ценностного отношения к здоровью именно у учащихся старших классов.
Чтобы сформировать ценностное отношение к чему-либо, необходимо сначала обратить внимание субъекта на эту ценность, сообщить ему необходимые сведения о ней и ее значении, т.е., другими словами, сориентировать субъект в мире ценностей. В социологии в этом случае говорят о ценностной ориентации объекта исследования.
Ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду ценностей», базис (ядро) которой образуют самые важные жизненные ценности личности. Естественно, что для того, чтобы сформировать ценностное отношение к какому-либо объекту, необходимо сначала выделить ценностную ориентацию личности. И если данный объект не входит в иерархическое ядро ценностей данной личности, то с помощью психолого-педагогических воздействий попытаться ввести его в число жизненно важных ценностей, а затем уже формировать ценностное отношение к данному объекту.
Исходя из этого, прежде чем формировать ценностное отношение к здоровью у старшеклассников, были проведены исследования по выяснению ценностных ориентации.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности (13, с.36).
Б.Г. Ананьев считал, что направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации (12, с. 146). Развивая эту мысль, Ю.А. Шерковин писал: «Ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности, а также она рассматривается как регулятор ее социального поведения (202, с. 138).
В соответствии с усвоенной ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок в качестве целей или мотивов конкретной деятельности (199, с.20-21).
Ценностные ориентации личности определяют ее жизненный смысл. Проблеме формирования личностных смыслов жизнедеятельности человека посвятили свои исследования А.Н. Леонтьев (117), В.Т. Асеев (16), Б.С. Братусь (47)и другие.
Тонкости педагогики:
Принципы подбора растений в разных возрастных группах
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детск ...
Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке
Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке явилось одним из направлений его колонизации, поскольку семья была стабилизирующей основой образующегося населения в регионе. Исторический анализ архивных, документальных и научных источников и литературы позволил выделить определяющий фактор формиро ...
Обучение учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на
токарно-винторезном станке как социально-педагогическая проблема
Важнейшей чертой современного производства является все более широкое внедрение гибких, перестраиваемых систем, робототехнических комплексов, что ведет к увеличению творческого начала, когда все шаблонное передается технике, а функция человека перестраивается на разработку и переналадку оборудовани ...