Трудовая изобразительная деятельность детей

Страница 5

Индивидуальный подход в воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случае индивидуальный подход является частью педагогического такта. Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности ребенка с целью организации педагогически целесообразного процесса воспитания. Психологию воспитания в этом случае интересуют индивидуальные проявления общих психологических закономерностей у детей, изучение лишь только им присущих и неповторимых сочетаний данных закономерностей и особенностей. Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Следовательно, вопросы о том, что такое личность, как происходит ее формирование и развитие, чрезвычайно важны для педагогической психологии. Личность, ее структура, развитие и формирование, по К.К. Платонову; включает воспитание, которое состоит из мотивов, потребностей, интересов, убеждений, целей. Подструктура социального опыта: знания, умения, привычки, трудовые навыки, которые человек приобретает в обучении и в личном опыте. Подструктура психологических форм отражения: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, ощущение. Как следует из вышесказанного, личность является не просто психологической целостностью, но иерархически устроенной психологической целостностью. Доминирующей, преобладающей подструктурой личности является направленность. Развитие личности прежде всего является развитием направленности личности, ее мотивационно-потребностной сферы. Психология воспитания личности: процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Задачи воспитания определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним относятся понятия добра, зла, трудолюбия, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Общая цель современного воспитания – сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными, ответственными личностями. Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса, заключается в том, чтобы вырастить детей инициативными, предприимчивыми людьми, которые стремятся к достижению успеха.

В результате систематического целенаправленного обучения детей за время пребывания в детском саду к переходу в старшую группу у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, наклеивать, стремление заниматься в свободное время. Приобретенные детьми трудовые навыки и умения позволяют им свободно и творчески изображать окружающую жизнь. Важным средством эстетического воспитания, развития детского изобразительного творчества становится изобразительное и декоративно-прикладное искусство, с которым широко знакомят детей.

Происходит становление более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие протекает целенаправленнее. Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма. На основе этого возможно усложнение задач изобразительной деятельности, дальнейшее развитие трудовых художественно – творческих способностей. Надо обогатить детей такими знаниями, умениями и трудовыми навыками, которые позволят им шире и свободнее отражать события и явления окружающей жизни, создавать изображения по собственному замыслу.

В старшей группе надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на всех занятиях, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения. В старшей группе нужно подводить детей к восприятию и воспроизведению сложной, многочастной формы в целом. В первую очередь это относится к фигурам человека и животных. Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска пластилина, намечая сперва ее общую форму, и затем детали. Вся основная работа производится движениями пальцев, иногда всей кистью руки. Старшие дети пользуются стекой – ею они надрезают, разделяют части в целом куске пластилина. Детям показывается прием повертывания лепки на дощечке, чтобы рассматривать ее то с одной, то с другой стороны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Основные понятия нарушений речи
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое ...

Особенности развития речи младших школьников
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...

Виды и характеристика средств обучения
Рассматривая средства обучения, используемые на занятиях по ОБЖ, акцент делается на их специфике и особенностях применения. Средства обучения влияют на развитие учащихся не сами по себе, а лишь в процессе обучения, когда они используются в их учебно-познавательной деятельности. Вербальные средства ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru