Организация опытно-экспериментальной работы

Современная педагогика » Совершенствование навыков техники чтения » Организация опытно-экспериментальной работы

Страница 3

Что ты думаешь об этом мальчике?

Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формировались с помощью следующих упражнений.

Вначале отрабатывалось умение подобрать к каждому заголовку соответствующую часть текста, проводилась работа с деформированным текстом. Была дана карточка:

Карточка. Найди и отметь в рассказе текст:

1. «Как белки зимуют».

2. «Белки радуются весне».

3. «Заботы белок летом».

У старой сосны

…У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы – белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.

Всю зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые шишки.

Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. И. Соколов – Микитов.

Подчеркните описание белок.

Как автор называет белок? Почему? Подчеркните эти слова.

О ком (о чём) весь рассказ?

Работая над целостным восприятием текста, мы стремились вначале сформировать умение понимать предметную сторону - факты, события, т. е, как говорят психологи, план значений. Когда видели, что уже все учащиеся справляются с этим этапом работы, включали более сложные задания, связанные с выявлением смысла читаемого.

Задания в виде карточек были направлены непосредственно на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования умений. А – понимание предметного содержания текста. Б – понимание обобщённого содержания, В – понимание скрытой мысли, вытекающей из содержания, т. е. понимание основной мысли текста.

Вначале предлагались задания серии А.

Карточка. Электрический ток

Висят на столбах рядом два провода. Висят молча, мирно, как верёвки. Но берегись их, не трогай! Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживёт она, загрохочет. Подключи лампочку – она ярко загорится. Течёт в проводах электрический ток. Этот невидимка всё может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

Выбери правильный ответ:

А. Передаётся ли электрический ток по проводам?

1. Да 2. Нет 3. НЕ знаю

По мере овладения уровнем А включались задания предполагающие понимание обобщения (уровень Б).

Карточка. Ёжик и кот

Ёжик куда-то спешил. Он смешно семенил ногами. Вдруг ёжик увидел кота. Ёжик попыхтел и подошёл к нему. Кот захотел понюхать незнакомца. Но он уколол свой нос и отскочил. От страха кот залез на дерево. Ёжик презрительно фыркнул вслед. А через минуту он мирно лакомился хлебом с молоком. Это был кошачий ужин. (По Г. Филлипову)

Выбери правильный ответ:

А. 1. Ёжик торопился.

2. Кот испугался.

3. Ёжик испугался.

Б. 4. Ёжик и кот подружились.

Карточка. Найди поступок и его причину

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему понравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сосчитала сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец говорит:

- А что дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

- Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо: но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил в окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал. (Л. Толстой.)

А. Отметь в тексте галочкой описание поступка.

Б. Подчеркни объяснение причины:

Почему Ваня заплакал?

В. Какие чувства вызвал у тебя Ваня?

Взял – схватил. Какое слово больше подходит? Почему?

Наряду с карточками нами были использованы и другие упражнения, направленные на обучение детей правильному чтению.

1. Развитие чёткости произношения.

Эту работу мы начинали с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие чёткого произношения осуществлялось введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца, строфы.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Особенности нарушений письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Классификация дисграфий
По мнению А.Н. Корнева [18, c.111], трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требо ...

Анализ результатов контрольного эксперимента
Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить изменение уровня развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Тест креативности. Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческог ...

Сущность интерактивных методов
Современное университетское образование во всем мире переживает интенсивную смену парадигм. Этот процесс, существенно меняющий облик университета как образовательной и культурной среды, со всей остротой ставит вопрос о цели, содержании, методах университетского образования. Необходимость перехода о ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru