Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удаётся. Основные причины неэффективности обучения чтению состоят в том, что в школе нет детских книг. Да и методика обучения чтению не нацелена на формирование у детей типа правильной деятельности, т. е. умения видеть в книге конкретного собеседника, слышать обращённую к тебе его речь, переживать и осваивать, чего без книги по понятным причинам и сделать нельзя. При соблюдении же минимальных условий современная наука гарантирует учителю формирование у учащихся самостоятельности. Т. е. личностного свойства, характеризующегося наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к строго определённым книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости (26. 36).
Констатирующий эксперимент был проведён во 2 классе Шараповской средней общеобразовательной школе. Никакой подготовительной работы с учащимися не проводилось.
Цель констатирующего эксперимента:
Определение среднего уровня скорости, качества чтения и читательского кругозора детей.
Для достижения этой цели были проведены следующие работы:
- изучение индивидуально-психологических черт личности (методика Айзенна);
- самооценка тревожности (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.)
- определение читательского кругозора - анкета;
- Определение скорости и качества чтения – замер.
Психологический портрет класса оказался таким:
В классе преобладают флегматики и меланхолики. Некоторые - учащиеся с высоким уровнем тревожности. Они медлительны, ориентированы на вознаграждение.
Для определения скорости и качества чтения был дан текст:
Л.Н. Толстой. Пришла весна
Пришла весна. По мокрым улицам города журчали торопливые ручьи; цвета одежд и звуки говора движущегося народа были ярки.
В садиках за заборами пухнули почки деревьев, и ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра. Везде лились и капали прозрачные капли… Воробьи нескладно попискивали и подпархивали на своих маленьких крыльях. На солнечной стороне, на заборах, домах и деревьях, всё двигалось и блестело. (61 слово)
Результаты этой работы отражены в таблице 1.
Таблица 1
|
Ф.И. |
Кол-во слов |
Понимание |
Ошибки |
|
1. Аносов Иван |
40 |
+ |
3 |
|
2. Бахтина Анна |
50 |
+ |
1 |
|
3.Вёрстова Надя |
70 |
+ |
_ |
|
4. Зорикова Маша |
61 |
+ |
1 |
|
5. Кабаев Павел |
40 |
+ |
2 |
|
6.Курлыкин Виталий |
53 |
+ |
1 |
|
7. Кренина Маша |
39 |
_ |
5 |
|
8. Локтев Николай |
35 |
_ |
6 |
|
9. Ризниченко Сергей |
44 |
+ |
2 |
|
10. Ямщикова Алина |
65 |
+ |
_ |
Анализируя результаты проверки техники чтения, обнаружены следующие недостатки качества чтения:
- общее недоразвитие речи, в частности нечёткое произношение звуков;
- у большинства детей послоговое чтение;
Прочитывание слов с ошибками (основной тип ошибок - правильное прочитывание начала слова, а конец читается с искажением);
Тонкости педагогики:
Проблема соотношения труда и игры
Проблемы труда в игре рассматривались Г.В. Плехановым: «Решение вопроса об отношении труда к игре,… игры к труду, в высшей степени важно для выяснения генезиса искусства». «Сначала настоящая война и создаваемая ею потребность в хороших войнах, а потом уже – игра в войну для удовлетворения этой потр ...
Высшие женские учебные заведения
Формирование системы высшего женского образования в России происходило во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Стремление женщин к высшему образованию было обусловлено совокупностью экономических, политических, демографических и социально-психологических причин. Сторонники и противники высшего же ...
Формирование информационно–коммуникационной культуры педагога
Информатизация школы переживает своеобразные этапы. Эти этапы можно связать или с внедрением новых программных продуктов, или с техническим перевооружением. При этом очень часто мы можем наблюдать движение от энтузиазма и эйфории по поводу новшества через попытки освоения (с тем или иным уровнем ус ...