Челночное чтение (чтение с возвратом)
Для определения читательского кругозора была дана анкета.
Анкета
- Любишь ли ты читать?
- Много ли книг ты прочитал?
- Какая твоя самая любимая книга?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Кто является главным героем этой книги?
- О чём эта книга?
- Сколько времени ты уделяешь чтению?
Опрос детей о прочитанных книгах показал узкий читательский кругозор у учащихся. Некоторые дети вообще не читают книг, если кто-то и читает, то запомнил только заглавие одной – двух книг.
Чтобы довести 30% учащихся класса до уровня средних учеников будет проведён формирующий эксперимент.
Работа по совершенствованию навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка
Качество всех параметров чтения вслух и молча может быть повышено не столько путём многократного перечитывания, сколько за счёт овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоении круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении.
Качество чтения улучшается также за счёт развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами. Это положение мы использовали в своей работе.
Формирующий эксперимент
Были поставлены следующие цели:
- сформировать умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения;
- повышать скорость и одновременно качество чтения;
- развивать речь учащихся;
- расширять, углублять, упорядочивать читательский кругозор
Для достижения этих целей мы применили ряд приёмов, чтобы обеспечить:
- совершенствование процесса смысловой переработки текста;
- расширение фиксационного поля чтения;
- развитие антипационного восприятия текста и предотвращение регрессий, т.е. возвращение глаз к прочитанным словам;
- целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;
- развитие контроля и самоконтроля при чтении;
- развитие речевого аппарата при чтении вслух;
- развитие умения слушать своё и чужое чтение;
- формирование умения воспринимать тексты разных видов;
- формирование способов действия с текстом.
Работая над совершенствованием навыков чтения, для всех учащихся были применены следующие элементы:
Жужжащее чтение - это когда все учащиеся читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок - будь то чтение, пение, рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.
Для развития техники чтения на уроках русского языка велась работа над объёмом оперативной памяти учащихся с помощью зрительных диктантов, которые разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором, включено по 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной-две букве, с первого по шестое. психологический педагогический чтение школьник
Работа со зрительными диктантами организовывалась следующим образом: вывешивался плакат с напечатанными крупным шрифтом шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги. Детям предъявлялось одно предложение, они читали его от 4 до 7 с. Предложение вновь закрывалось, а по памяти записывали его в тетрадь. С одним набором затрачивалось время от 6 до 8 мин.
Со второй группой детей проводились отдельные упражнения.
Первое, с чего мы начали, - это заглавие и темы текста. Эти задания способствуют формированию умений ориентировки в теме текста. Были предложены карточки – задания по ориентировке в структуре текста.
Карточка. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо. Лгун. Волк
Мальчик стерёг овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. Л. Толстой.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Тонкости педагогики:
Системно-структурный подход коррекции нарушений письма у детей младшего
школьного возраста с дисграфией
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...
Анализ УМК «New Millennium English
– 11» с целью определения эффективности используемых аудиоматериалов
Традиционно учителя иностранного языка нашей страны обучают учащихся английскому языку, опираясь на какой-либо учебник. Существующие до 2000 года учебники были ориентированы больше на обучение грамматике, лексике и чтению, чем на обучение устной речи. В связи с этим становится вполне понятным интер ...
Задачи ознакомления детей с комнатными растениями
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями пр ...