Челночное чтение (чтение с возвратом)
Для определения читательского кругозора была дана анкета.
Анкета
- Любишь ли ты читать?
- Много ли книг ты прочитал?
- Какая твоя самая любимая книга?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Кто является главным героем этой книги?
- О чём эта книга?
- Сколько времени ты уделяешь чтению?
Опрос детей о прочитанных книгах показал узкий читательский кругозор у учащихся. Некоторые дети вообще не читают книг, если кто-то и читает, то запомнил только заглавие одной – двух книг.
Чтобы довести 30% учащихся класса до уровня средних учеников будет проведён формирующий эксперимент.
Работа по совершенствованию навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка
Качество всех параметров чтения вслух и молча может быть повышено не столько путём многократного перечитывания, сколько за счёт овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоении круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении.
Качество чтения улучшается также за счёт развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами. Это положение мы использовали в своей работе.
Формирующий эксперимент
Были поставлены следующие цели:
- сформировать умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения;
- повышать скорость и одновременно качество чтения;
- развивать речь учащихся;
- расширять, углублять, упорядочивать читательский кругозор
Для достижения этих целей мы применили ряд приёмов, чтобы обеспечить:
- совершенствование процесса смысловой переработки текста;
- расширение фиксационного поля чтения;
- развитие антипационного восприятия текста и предотвращение регрессий, т.е. возвращение глаз к прочитанным словам;
- целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;
- развитие контроля и самоконтроля при чтении;
- развитие речевого аппарата при чтении вслух;
- развитие умения слушать своё и чужое чтение;
- формирование умения воспринимать тексты разных видов;
- формирование способов действия с текстом.
Работая над совершенствованием навыков чтения, для всех учащихся были применены следующие элементы:
Жужжащее чтение - это когда все учащиеся читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок - будь то чтение, пение, рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.
Для развития техники чтения на уроках русского языка велась работа над объёмом оперативной памяти учащихся с помощью зрительных диктантов, которые разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором, включено по 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной-две букве, с первого по шестое. психологический педагогический чтение школьник
Работа со зрительными диктантами организовывалась следующим образом: вывешивался плакат с напечатанными крупным шрифтом шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги. Детям предъявлялось одно предложение, они читали его от 4 до 7 с. Предложение вновь закрывалось, а по памяти записывали его в тетрадь. С одним набором затрачивалось время от 6 до 8 мин.
Со второй группой детей проводились отдельные упражнения.
Первое, с чего мы начали, - это заглавие и темы текста. Эти задания способствуют формированию умений ориентировки в теме текста. Были предложены карточки – задания по ориентировке в структуре текста.
Карточка. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо. Лгун. Волк
Мальчик стерёг овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. Л. Толстой.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Тонкости педагогики:
Этапы работы над аудиотекстом и задачи каждого из этапов
Вся работа с аудиотекстом в условиях состоит из трёх этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. Предтекстовый. На этом этапе возможна работа с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основная цель этапа: снятие языковых трудностей аудиот ...
Организация воспитательного процесса в школе
В условиях осуществления всеобщего среднего образования социальная роль школы должна была измениться. В идеале средняя школа теперь предназначалась для того, чтобы стать государственным учреждением, способствующим и помогающим подготовиться к жизни, к труду всей молодежи, в то время как раньше школ ...
Проявления творческих качеств в творческой личности в подростковом периоде
творческий личность подростковый качество Как художественное, так и научное творчество является чем-то новым: будь то произведение искусства, как «Девятый вал» Айвазовского, или же создание механизма, например, парового двигателя. Только если в художественном мы видим воображение, свободный полет м ...