Игрушки и детская игра тесно связаны между собой. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек. Игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, должна соответствовать возрастным особенностям и различным типам игры.
Как известно, в младенческом возрасте игра носит предметно – манипулятивный характер и является способом познания окружающего мира и установления эмоционального контакта со взрослым. В период раннего детства игра становится сюжетно-отобразительной – в ней ребенок воспроизводит хорошо знакомые действия и сюжеты из собственного опыта.
Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации таких видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учётов возраста детей в конкретной группе ДОУ.
Таблица 1. Роль игрушек в развитии детей раннего возраста
Возраст ребенка |
Развивающее значение игрушки |
Наименование игрушек и комплектов |
Значимые свойства и характеристики |
От рождения до 1 года |
Формирование ориентировочной активности, комплекса оживления |
Подвески Погремушки Колечки Активный центр Активный коврик Фигурки животных Игрушки-вкладыши |
Разные цвета, формы, величины с различными эффектами звука и движения, ПВХ среднего размера |
Развитие движений |
Каталки Машинки Кубики Мячи |
На палочке, на веревочке, пластмассовые | |
Знакомство с окружающим миром |
Куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, посуда, машины, велосипеды |
Из ПВХ В рост ребенка Соразмерные руке ребенка С различными устройствами В рост ребенка | |
От 1 года до 3 лет |
Развитие действий с предметами |
Пирамидки, матрешки, бочонки Кубики-вкладыши |
Пластмассовые, различной формы, образов, цветов |
Развитие сенсорного опыта ребенка |
Кубики с картинками, конструктор, пазлы Мозаики среднего размера, Игры со шнуровками, Наборы для игр с водой, песком | ||
Познавательное развитие |
Игрушки в образе животных Детское лото, домино | ||
Социальное развитие ребенка |
Кукла, набор мебели, посуды и других предметов быта | ||
Развитие движений |
Транспортные игрушки, Соразмерные им наборы фигурок людей, животных, мячи, кегли, каталки, качалки, велосипеды |
Крупногабаритные, образные, с игровыми свойствами Большие и маленькие | |
Развитие слуховых восприятий |
Игрушки с музыкальными эффектами и в образе музыкальных инструментов | ||
Развитие положительных эмоций |
Игрушки-забавы |
Народные игрушки из дерева |
Тонкости педагогики:
Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не м ...
Компетентность преподавателя
В Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года сказано, что современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования больши ...
Педагогические принципы организации краеведения
Школьное краеведение строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой школьного краеведения. Общими принципами для организации краеведческой работы являются: принципы соответствия содержания и ме ...