Надо отметить прозорливость К. Маркса: он понимал интенсификацию не утилитарно, а скорее как рациональную многофакторную систему. Так, он особое внимание уделял эффекту взаимодействия людей в коллективе, поскольку считал, что оно увеличивает производительную силу человека при грамотном управлении совместным трудом. Кроме социальных, К. Маркс связывал интенсификацию также с экономией сырья, ресурсов и другими факторами, что позволяет рассматривать её как интегративно-многофакторное явление ведущее к росту эффективности. А.И. Анчишкин считает, что "в конечном итоге понятие интенсификации можно определить как одну из частных характеристик процесса изменения эффективности" [2]. Он отмечает также, что и в экономике под интенсификацией в последнее время понимают процесс расширенного воспроизводства за счёт качественных, а не количественных факторов. Этот процесс основывается не только на новых прогрессивных средствах производственной деятельности и их рациональном использовании, в него вовлекаются и другие компоненты деятельности: высококвалифицированные кадры, благоприятные (адаптивные) условия труда, оптимальное управление трудом, более высококачественный предмет труда.
Сегодня эффективность - это уже не столько экономическое понятие, сколько социальное. Эффективность характеризует не просто любую деятельность, она определяет прогресс общественного развития и является результатом интенсификационных процессов.
Анализ работ А.Д. Урсул, А.М. Зимичева, Л.Д. Ершовой и др. позволяет сделать следующее определение. Интенсивная деятельность - это такое количество действий за единицу рабочего времени, которое обеспечивает высокую эффективность деятельности за счёт рационального использования рабочего времени и средств, за счёт повышения качества функционирования психологических механизмов субъекта деятельности, за счёт создания оптимальных условий организации деятельности. Способами интенсификации вступают оптимизация и рационализация, а также различные открытия, изобретения и усовершенствования. Показателями интенсивного труда можно считать:
высокую работоспособность и быструю восстанавливаемость;
короткий период вхождения в проблему, "врабатываемость";
высокую стабильность результатов;
сбалансированность, согласованность действий и элементов процесса;
использование резервных физических, эмоциональных, интеллектуальных возможностей для обеспечения оптимального хода процесса.
Интенсификация как тип расширенного воспроизводства (и в том числе знаний) означает опережающий рост производства новых знаний по сравнению с ростом затрат. В этом случае интенсификация познавательной деятельности заключается в том, что "в каждый момент времени неизменное или даже меньшее количество усилий субъекта приводит в движение всё большую массу прошлого знания, воплощённого в более совершенных средствах познавательной деятельности, создаёт при меньших затратах всё большее количество продукта познания" [42]. Интенсификация учебно-познавательной деятельности означает, таким образом, что высокие результаты познания достигаются обучающимся при меньших затратах и ресурсах за счёт использования качественно новых средств познавательной деятельности. Прежде всего таким средством является технология обучения.
Технология включает в себя целый арсенал средств интенсификации. К таковым можно отнести создание оптимальных психолого-педагогических и организационных условий познавательной деятельности, а также использование компьютеров в учебном процессе. Э.Г. Юдин к таким средствам относит также характер управления, регулирования и корректировки [63]. И.С. Морозова связывает интенсификационный процесс с четырьмя компонентами деятельности - потребностями, субъектом, средствами и предметом. А.М. Зимичев пришел к выводу, что ведущим психологическим фактором интенсификации профессиональной подготовки, ведущей к эффективности обучения, является оптимизация всей психологической структуры учащегося [21]. Авторы сборника "Интенсификация учебного процесса в вузе культуры. - Барнаул, 1988" под интенсификацией учебного процесса понимают увеличение дозы знаний на единицу времени на основе применения передовых АМО и компьютеризации (Петрик Л. К); использования идей педагогики сотрудничества и игровых методов обучения (Тамарин В.Э., Тамарина Н. В); образного изложения материала (Попов И. С). К психолого-педагогическим средствам интенсификации познавательной деятельности студентов авторы названного сборника относят высокую самооценку (Лукьянова З. Н); общение (Лагусева Н. Н); стиль общения (Клейберг Ю. А); сотрудничество (Корнев В. С); развитие индивидуального творческого мышлении (Бегун П.И., Шукейло А. Ю). Уплотнение и обобщение информации на основе структурно-логических схем, конденсирование информации во фреймах, опорах, слотах и т.п. мы бы также отнесли к резервам оптимизации обучения.
Тонкости педагогики:
Влияние анализаторов на усвоение детьми действий связанных с количеством
Успешное формирование счетной деятельности, особенно на ранних ступенях развития, возможно лишь при участии движений, речи, взаимодействии всех анализаторов. Двигательный компонент (показ на предметы счета, круговое движение рукой при подведении итога) проходит свой путь развития: - вначале ребенок ...
Состояние формирования
навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста
Одна из важнейших задач исходной школы - образование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом каждого дальнейшего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два важнейших компонента: а) технику чтения (положительное и стремительное восприятие и озвучивание слов, осно ...
Технология работы с аудиотекстами УМК «New Millennium English – 11» для успешной подготовки учащихся
Сложные для восприятия аудиотексты, в отличие от графических текстов, нельзя подвергнуть методической обработке за счет упрощения языка или сокращения объема. Для того чтобы снизить риск неудачи при аудировании аутентичного иноязычного текста, учащихся нужно подготовить к восприятию именно этого ау ...