Учебно-познавательная деятельность студентов

Современная педагогика » Учебно-познавательная деятельность студентов

Страница 3

Источником любого процесса, в том числе и интенсификации, служат психические процессы и внутренние противоречия субъекта, детерминированные какими-либо внешними условиями. С точки зрения источника интенсификации познавательной деятельности все факторы, её инициирующие, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние источники учебно-познавательной активности - это любознательность, пытливость. Психологи называют их влечениями, мотивами, интересом, стремлением к самосовершенствованию. Внутренним источником познавательной активности может выступать также потребность в самосохранении.

Внешние источники вытекают из общественных условий жизни человека. И.А. Зимняя называет их социогенными потребностями - это стремление к престижу, к достижениям, желание приносить пользу обществу, служение каким-либо идеалам [22].

И.С. Морозова выделяет семь групп факторов, влияющих на продуктивность познавательной деятельности:

тип, характер и сложность решаемых задач;

психофизиологические и антропометрические характеристики человека;

организация рабочего места;

организация деятельности, то есть наличие алгоритмов и инструкций деятельности, режим функционирования, учет всех факторов и обстоятельств деятельности;

санитарно-гигиенические факторы;

факторы мотивации деятельности;

объективные условия и ситуации деятельности.

Показательным результатом интенсификации познавательной деятельности она считает её эффективность.

Интересны описания автора социально-психологических механизмов интенсификации познавательной деятельности. К ним она относит: общение, настроение, чувства коллективизма, гордости, стыда и другие эмоциональные реакции и переживания. Это и понятно, ведь эмоциональные образы хотя и не могут постигать сути социальных явлений, но они показывают значимость познавательных объектов для человека. Так, в когнитивной психологии широко известен факт, что люди в плохом настроении склонны к негативным умозаключениям, у них возникают негативные ассоциации, суждения, они совершают недоброжелательные поступки. Тогда как люди в хорошем настроении чаще способны на альтруистические поступки и выдвижение оптимистических гипотез [64]. Испытуемые в позитивном настроении применяют более комплексные стратегии в оценочных задачах, у них ускоряются мыслительные процессы, "упрощается воспринимаемая сложность решений. Они делают умозаключения, основанные на меньшем количестве информации по сравнению с другими испытуемыми. "Счастливые" и "довольные" люди опускают избыточные детали, не вязнут в мелочах, они уверены в себе, а потому они более, чем угнетенные и унылые, эффективны в своих решениях. Они склонны к оптимизму, лёгкой эйфории, а потому легко идут на риск" [64].

Взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов хорошо известна опытным педагогам и технологам образования как психолого-педагогическое условие "эффективность обучения на основе мотивации достижений и аффилиации". Аффилиация (от лат. аffilite - присоединять, присоединяться) - это потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. По А. Маслоу, эта потребность является у нас базовой, она проявляется в стремлении быть членом группы, оказывать помощь членам сообщества и принимать её от других. Наличие или отсутствие желания быть членом определённой части общества (учителей, врачей, инженеров) служит предпосылкой той или иной профессиональной пригодности. Х.И. Лийметс, исследуя способы групповой работы и возможности обмена социальными ценностями (помощью, поддержкой, информацией) между учащимися, предлагал рассматривать взаимное обогащение учащихся на уроке, т.е. по сути аффилиацию, как дидактический принцип. Студент, у которого доминирует мотив достижений и аффилиации, имеет психику, которая "избирательно ориентирована в направлении поставленной цели" [18].

По сути аффилиация включает в себя ряд мотивов: мотив познания, т.е. овладение знаниями через другого человека; мотив самоутверждения в присутствии значимых для тебя людей; мотив сотрудничества; мотив общения ради самого общения, т.е. осознанное желание быть среди "своих", среди однокурсников, избегание одиночества в среде приятных тебе людей. Если интерес к предмету дополняется интересом к общению, то происходит заметная активизация студентов на занятии. В технологии модульного обучения создание мотива достижений и аффилиации используется весьма широко, поскольку обязательность мотивационного этапа является основой сотрудничества и партнерства в процессе самосмыслополагающих и самоцелеполагающих действий студента. Приведем перечень используемых в модульном обучении приемов для побуждения мотивации достижения и общения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Содержание исторического образования в университетах России
Важной стороной деятельности университетов и министерства народного просвещения являлась работа по организации учебного процесса на факультетах. В рассматриваемый период историческое образование было соединено с филологическим и входило в общую систему философского образования. Российская университ ...

Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
личность воспитание коллектив социальный Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качес ...

Современные противоречия образования и пути их преодоления
Как увидим из приведенных материалов, цель образования как социального института со временем дрейфовала и мельчала, в соответствии с духовным обнищанием мирового общества — от проявления бесценного образа в человеках, к встраиванию без-образных человеков в сообщество им подобных, «просто чтобы жить ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru