Оценка уровня физического развития детей в семье

Страница 4

Для более объективного определения уровня физической подготовленности учащихся выполнение тестов лучше проводить на уроках физической культуры в виде соревнований.

Рост уровня физической подготовленности за год определяется исходя из первоначальных данных.

Для самостоятельного определения функционального состояния организма существуют простые и доступные методы и пробы, не требующие специальных медицинских знаний.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы для учащихся начальных классов может быть определена при помощи пробы с приседаниями или подскоками (по Н. М. Амосову) [25].

Проба с приседаниями. В положении основной стойки сосчитать пульс. Сделать 20 приседаний за 30 с в медленном темпе, поднимая руки вперед и сохраняя туловище прямым, колени широко развести в стороны. После приседания снова сосчитать пульс. Повышение числа ударов на 25 % после нагрузки и меньше свидетельствует об отличном состоянии сердца, до 50 % — о хорошем, до 75 % — удовлетворительном и свыше 75 % — о плохом. Увеличение количества ударов пульса вдвое и больше указывает на чрезмерную детренированность сердца, его высокую возбудимость или заболевание.

Проба с подскоками. Сосчитать пульс. В положении основной стойки руки на поясе, в течение 30 с на носках сделать 60 подскоков, подпрыгивая на высоту 5—6 см. Снова сосчитать пульс. Оценка результатов пробы — как при приседаниях.

Функциональное состояние системы внешнего дыхания можно определить с помощью пробы Штанге. Исследуемый сидя делает максимальный вдох и выдох, затем вновь — глубокий вдох, задерживает дыхание на предельно возможное время, которое определяется по секундомеру. Средняя продолжительность задержки дыхания зависит от возраста, пола, физической подготовленности и других данных. Для младших школьников она в среднем составляет: неудовлетворительно — меньше 15 с; удовлетворительно — 16—30 с; хорошо — 31 — 55 с; отлично — более 55 с. [14, C.178].

Для определения функционального состояния нервной и мышечной систем рекомендуется проба Ромберга, теппинг-тест и др.

Проба Ромберга. Способность сохранять равновесие в статических позах исследуется в четырех положениях при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у исследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. В первом положении стопы ставятся вместе, параллельно друг другу, во втором — одна за другой на одной линии так, чтобы большой палец одной ноги касался пятки другой, в третьем — исследуемый стоит на одной ноге, а пятка другой приставляется к коленной чашечке опорной; в четвертом — стойка в равновесии («ласточка»). При выполнении этого теста обувь необходимо снять [14].

Оценка «хорошо» выставляется, если исследуемый сохраняет равновесие в течение 15 с в каждой позе и при этом не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук или век (при треморе выставляется оценка «удовлетворительно»). Если равновесие за этот период нарушается, то исследуемый получает неудовлетворительную оценку. Для массового исследования школьников наиболее часто применяется третья поза Ромберга.

Теппинг-тест определяет частоту движений кисти, отражает функциональное состояние двигательной сферы и силу нервной системы. Для проведения теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносят квадрат величиной 20X20 см, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. Исследуемый садится за стол и после команды: «Внимание, марш!» в течение 10 с в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате. Через 10 с команду повторяют, и испытуемый, не прерывая работы, переходит на второй квадрат и т. д. Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу. Общая длительность теста — 40 с. Для оценки результатов подсчитывают количество точек в каждом квадрате. Это легко сделать, если карандашом постепенно соединить все точки между собой [14, C.182].

Максимальная частота движений кисти в среднем равняется 65 — 70 точкам за 10 с. Сравнивая количество точек в отдельных квадратах, можно получить дополнительную информацию: резкое снижение частоты движений, т. е. уменьшение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости, снижение подвижности (лабильности) нервных процессов проявляется в ступенеобразном увеличении частоты движений во 2-м и 3-м квадратах и говорит о замедлении процесса врабатывания.

Результаты функциональной диагностики заносятся в специальные дневники и карту здоровья, образцы заполнения которых приведены в табл. 5, 6. Измерения проводятся в начале учебного года, середине и конце.

Проводить их желательно в одно и то же время суток, лучше в утренние часы.

Родители могут создать для детей спортивно – игровые площадки. Форма площадки определяется возможностями свободной территории возле дома; ее можно сделать квадратной, прямоугольной, круглой, овальной. Покрытие площадки однослойное, состоящее из естественного грунта с добавлением до 50% мелкого шлака.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Формы наглядных материалов в преподавании биологии
Необходимость применения наглядности в преподавании изучаемых в школе предметов в настоящее время признается всеми. Наглядное преподавание провозглашалось многими педагогами с давних времен, В XVII в. Ян Амос Коменский писал в «Великой дидактике»: «Если мы намерены насадить в училищах истинное и до ...

Установка оборудования
Обучение учащихся практическим навыкам установки многокомплектного оборудования начинается с четкого распределения между ними обязанностей по выполнению определенных функций. Одни из ребят развертывает секции оборудования в рабочее положение: отодвигали их от стены к центру зала и фиксировали стопо ...

Новые слова в жизни гремяченцев
Начиная разговор о новых cловах в жизни гремяченцев, в первую очередь выделим те, которые пришли к ним вместе с революцией и гражданской войной: белогвардейцы, красные партизаны, эксплуатация, пролетарий, советская власть, социализм, коммунизм, мировая революция. Строительство социализма в деревне ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru