По образовательному уровню 41,6% родителей, участвующих в анкетировании, имели высшее образование; 44,9% среднее и средне специальное и 13,5% незаконченное среднее образование (приложение №9).
Перед началом письменного опроса нами был проведен подробный инструктаж респондентов.
Анкетирование детей проводилось на классном часе, родителей — на родительском собрании. Причем, для определения надежности методики анкетирования, она была опробована нами с родителями учащихся (п=18 человек), не имеющими принадлежность к одной школе в условиях внешкольного учреждения. Сравнение результатов анкетирования в школе и вне школы и их незначительные расхождения, позволило нам сделать вывод о надежности данной методики.
Заполненные респондентами анкеты нами были пронумерованы и рассортированы в зависимости от пола (мальчики — девочки, мужчины — женщины) и принадлежности к группе. Затем на каждый вопрос анкеты нами были составлены матрицы, в которые заносились варианты ответов учащихся и родителей. Составленные матрицы позволили сделать нам количественный анализ данных анкетирования. Что, в свою очередь, способствовало выявлению особенностей влияния родителей на физическое воспитание учащихся.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, опрос (беседы, анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.
Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся физического воспитания детей в семье, а также частных методик семейного физического воспитания.
Основное место в системе методов на всех этапах работы занимал метод педагогического наблюдения.
Метод интервьюирования служил средством проверки достоверности выводов, полученных в результате наблюдений и экспериментальных исследований. Интервью состоялись с учащимися, учителями, родителями и администрацией школы.
Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся и их родителей.
Для этого нами были разработаны анкеты двух видов: отдельно для родителей и учащихся. При разработке анкет мы использовали методику прямого анкетирования. Отдельные вопросы были заимствованы нами из анкет, составленных кафедрой ТОФВ ТГУ под руководством В. В. Шевцова.
Анкета, как для родителей, так и для школьников, состояла из пяти блоков вопросов.
Первый блок вопросов был направлен на выявление оценки собственного здоровья родителей и здоровья ребенка, а также использования средств физической культуры для поддержания и созидания.
Второй блок — способствовал изучению взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Третий — выявлял воспитательное воздействие родителей на сферу личности ребенка.
Четвертый — позволял изучить владение основами физкультурной грамотности родителями и детьми.
Пятый — определял структуру предпочтений видов деятельности в сфере досуга респондентов (приложения №1-2).
Итак, результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес так называемым «болезням цивилизации».
Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям.
Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду.
Воспитание детей — это не личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично, какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или людьми с ослабленным здоровьем, с низким уровнем работоспособности. Родители в ответе перед государством за физическое и нравственное воспитание детей. Они должны создавать детям благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, их нормального физического развития и профилактики заболеваний, ежедневно руководить физическим воспитанием своих детей. Детям нужна помощь родителей в приобретении спортивного инвентаря, оборудования, в выборе мест занятий, в составлении программ тренировок, в оценке физического развития и физической подготовленности по доступным тестам, в проведении семейных и межсемейных соревнований, в организации экскурсий и туристских путешествий, обучении плаванию, организации утренней гигиенической гимнастики и др.
Тонкости педагогики:
Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке
Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке явилось одним из направлений его колонизации, поскольку семья была стабилизирующей основой образующегося населения в регионе. Исторический анализ архивных, документальных и научных источников и литературы позволил выделить определяющий фактор формиро ...
Трудовое воспитание как педагогическая проблема
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уваже ...
Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и
письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью
Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2). 1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие ...