Оценка уровня физического развития детей в семье

Страница 7

По образовательному уровню 41,6% родителей, участвующих в анкетировании, имели высшее образование; 44,9% среднее и средне специальное и 13,5% незаконченное среднее образование (приложение №9).

Перед началом письменного опроса нами был проведен подробный инструктаж респондентов.

Анкетирование детей проводилось на классном часе, родителей — на родительском собрании. Причем, для определения надежности методики анкетирования, она была опробована нами с родителями учащихся (п=18 человек), не имеющими принадлежность к одной школе в условиях внешкольного учреждения. Сравнение результатов анкетирования в школе и вне школы и их незначительные расхождения, позволило нам сделать вывод о надежности данной методики.

Заполненные респондентами анкеты нами были пронумерованы и рассортированы в зависимости от пола (мальчики — девочки, мужчины — женщины) и принадлежности к группе. Затем на каждый вопрос анкеты нами были составлены матрицы, в которые заносились варианты ответов учащихся и родителей. Составленные матрицы позволили сделать нам количественный анализ данных анкетирования. Что, в свою очередь, способствовало выявлению особенностей влияния родителей на физическое воспитание учащихся.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, опрос (беседы, анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.

Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся физического воспитания детей в семье, а также частных методик семейного физического воспитания.

Основное место в системе методов на всех этапах работы занимал метод педагогического наблюдения.

Метод интервьюирования служил средством проверки достоверности выводов, полученных в результате наблюдений и экспериментальных исследований. Интервью состоялись с учащимися, учителями, родителями и администрацией школы.

Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся и их родителей.

Для этого нами были разработаны анкеты двух видов: отдельно для родителей и учащихся. При разработке анкет мы использовали методику прямого анкетирования. Отдельные вопросы были заимствованы нами из анкет, составленных кафедрой ТОФВ ТГУ под руководством В. В. Шевцова.

Анкета, как для родителей, так и для школьников, состояла из пяти блоков вопросов.

Первый блок вопросов был направлен на выявление оценки собственного здоровья родителей и здоровья ребенка, а также использования средств физической культуры для поддержания и созидания.

Второй блок — способствовал изучению взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Третий — выявлял воспитательное воздействие родителей на сферу личности ребенка.

Четвертый — позволял изучить владение основами физкультурной грамотности родителями и детьми.

Пятый — определял структуру предпочтений видов деятельности в сфере досуга респондентов (приложения №1-2).

Итак, результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес так называемым «болезням цивилизации».

Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям.

Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду.

Воспитание детей — это не личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично, какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или людьми с ослабленным здоровьем, с низким уровнем работоспособности. Родители в ответе перед государством за физическое и нравственное воспитание детей. Они должны создавать детям благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, их нормального физического развития и профилактики заболеваний, ежедневно руководить физическим воспитанием своих детей. Детям нужна помощь родителей в приобретении спортивного инвентаря, оборудования, в выборе мест занятий, в составлении программ тренировок, в оценке физического развития и физической подготовленности по доступным тестам, в проведении семейных и межсемейных соревнований, в организации экскурсий и туристских путешествий, обучении плаванию, организации утренней гигиенической гимнастики и др.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Учебно-познавательная деятельность студентов
Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека - его внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д. Общеизвестно, что традиционное обучение хоть в школе, хоть в вузе построено с опорой на память обучающихся. Такие же психические процессы, как воображение и мыш ...

Роль наглядности в повышении эффективности обучения математике
В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее [9, 22]: наглядность – свойство, особенность психических образов объектов. наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышлен ...

Первый опыт обучения младших школьников с компьютерной поддержкой. Обзор программ
Какие же цели должен ставить пропедевтический курс информатики? Мы считаем, что основной целью должно стать формирование «информационного» стиля мышления, который по образному выражению Ю.А. Шафрина должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышле ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru