Оценка уровня физического развития детей в семье

Страница 1

С чего же начинать физическое воспитание детей в семье? Прежде всего, необходимо определить уровень их физического развития.

Объективная оценка состояния здоровья и физических возможностей детей может быть получена только при условии систематического использования всех форм контроля.

Для этого в каждой семье необходимо иметь простейшее оборудование для оценки физического и функционального развития, а также физической подготовленности всех членов семьи.

Одним из объективных показателей физического развития служит масса тела. Определять ее удобнее всего на напольных весах. Взвешиваться нужно утром, после опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Ориентировочно нормальной массой можно считать величину, получаемую при вычитании из длины тела (в сантиметрах) цифры 100. Например, если рост равен 170 см, то масса должна составлять приблизительно 70 кг. Показатели массы тела могут отклоняться от средней нормы на 4—6 кг в ту или другую сторону. Если отклонение составляет более трети нормальной массы, то следует думать об ожирении или, наоборот, об истощении организма [2].

О массе тела можно судить также по показателю, который определяет, сколько граммов массы приходится на каждый сантиметр роста. Для этого нужно массу тела в килограммах разделить на рост в сантиметрах. Показатель менее 200 г для детей 12—15 лет свидетельствует о недостаточной массе, а показатель более 400 — об избыточной. Об ожирении сигнализирует и складка жира на животе, если она составляет более 3 см.

Рост легко определить в домашних условиях. Для этого к стене или косяку двери прикрепляют сантиметровую ленту длиной 2 м (нулевая отметка должна быть на полу). Затем нужно встать без обуви спиной вплотную к разметке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью спины. При этом голову следует держать прямо, подбородок слегка опущен, так, чтобы линия, соединяющая козелок уха с наружным краем глазницы, была горизонтальной. Затем на голову кладут лист картона и производят отсчет.

Утром человек всегда выше, чем после трудового дня (в течение суток рост колеблется в пределах 2—3 см).

Окружность грудной клетки определяют сантиметровой лентой. Ее накладывают сзади под нижними углами лопаток, а спереди — по нижнему краю околососковых кружков у мальчиков и по ходу четвертого ребра (при развитой грудной железе — под ней) у девочек. Измерения делают в положении полного вдоха, затем при глубоком выдохе и в спокойном состоянии. Разница между окружностью грудной клетки при вдохе и выдохе составляет экскурсию грудной клетки [2].

Оценку физической подготовленности детей (их силы, выносливости, быстроты, прыгучести, функции равновесия и др.) можно проводить, пользуясь описанными ниже простыми тестами.

Мышечную силу определяют методом кистевой и становой динамометрии (приборы можно приобрести в магазинах). О степени развития силы различных мышечных групп можно также судить по результатам отжимания в упоре не руках, подтягивания на перекладине, приседания с отягощением, поднимания и опускания ног в висе на перекладине, гимнастической стенке.

Главным показателем статической выносливости служит время удержания соответствующей позы. Допускаемое отклонение от исходного положения не должно превышать. При большом отклонении регистрация времени прекращается. Например, школьнику предлагают взять в обе руки по гантели массой 1 кг и удерживать их на вытянутых горизонтально руках как можно дольше. Таким образом, оценивается статическая выносливость мышц верхней конечности. По времени поддержания угла на гимнастической стенке можно судить о статической выносливости мышц живота. Если ребенок не может выполнить угол на гимнастической стенке, его можно заменить углом в упоре сидя [21].

Прыгучесть определяют по дальности прыжка в длину с места или тройного, а также по результату прыжка вверх или подскока. Высоту подскока очень просто определить у стены: ребенок поднимает руку, и на стене на этом уровне делается отметка. Затем ему предлагают выпрыгнуть как можно выше. Расстояние от начерченной линии до отметки максимального прыжка и будет составлять показатель прыгучести.

О гибкости ребенка судят по возможности выполнять движения с большим размахом, амплитудой. Для определения гибкости позвоночного столба ребенку нужно встать на скамейку и наклониться до предела, не сгибая ног в коленях. Расстояние от края скамейки до третьего пальца руки является показателем гибкости. Если ребенок может коснуться скамейки или наклониться еще ниже, то у него хорошая гибкость позвоночного столба, если не может достать скамейку, то это качество нужно развивать и совершенствовать. О гибкости в плечевом суставе судят по возможности сделать «выкрут». Для этого в руки нужно взять гимнастическую палку и выполнить выкрут в плечевом суставе. Чем хуже хват гимнастической палки, тем больше гибкость у ребенка. Хорошим показателем подвижности в тазобедренном суставе может служить поднимание вперед вверх до предела прямой ноги. Если ребенок может поднять не сгибая ногу выше 90 °, то он обладает хорошими показателями гибкости этого сустава. Кроме того, детей нужно учить делать «шпагат» — разведение ног в передне-заднем направлении. Чем меньше расстояние от таза до пола, тем выше подвижность в тазобедренном суставе. Хорошим показателем гибкости позвоночного столба является умение сделать «мост» [21].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Математическое мышление
Обычно, говоря о развитии мышления в процессе обучения математике, этот вопрос сводят к развитию математического мышления. Конечно это верно, т. к. естественно, что в процессе обучения математике следует в первую очередь беспокоиться не вообще о развитии мышления, а именно в развитии специфического ...

Методы производственного обучения
Процесс обучения сложен и многократен, он зависит от разных факторов. Одной из острых проблем является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы ...

Пересмотр устава 1863 года, утверждение устава 1884 года
Новый устав 1884 года был принят без предварительного одобрения Государственным советом, многие члены которого выступили с серьезными возражениями. Утвержденный императором устав обезглавил университеты. Что же представлял новый устав? В чем его коренные отличия от Устава 1863 г.? Как он был воспри ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru