Особенности педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Современная педагогика » Основы педагогического сопровождения опекунских семей » Особенности педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Страница 4

Б.М.Теплов считал, что главное качество, которое должно быть сформировано у современного педагога в работе — это практичность ума. Развитие практической смекалки возможно только при длительном включении социального педагога в профессиональную деятельность[61].

Практичный ум предполагает способность социального педагога быстро ориентироваться в ситуации, импровизировать, опираясь на личную и профессиональную интуицию, т.е. обладать интуитивным мышлением. Интуитивное мышление невозможно без формирования у специалиста системного мышления — способности осмысливать, соотнося с реалиями ту часть действительности, которая связана с его профессиональной деятельностью.

В социальной педагогике самой страшной бедой является поверхностный, односторонний, несистемный анализ ситуации, неверное установление причин тех или иных явлений, поступков. Это может вызвать у подопечных негативное отношение к самому педагогу, сузить возможности его влияния на развитие событий и, более того, привести к негативным последствиям в социальном развитии субъектов воспитательного процесса.

Очень важным показателем в работе социального педагога является конкретность мышления, которая проявляется в точности и выражений и умозаключений, технологичном подходе к организации профессиональной деятельности на основе детального продумывания, четкого представления о последовательности действий, тех средств, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогически намерений [50].

В этой связи социальный педагог должен обладать алгоритмом технологического мышления, способствующего определению и выбору:

1. задач, которые должны быть решены в процессе педагогического воздействия;

2. структурных компонентов профессиональной деятельности в социуме и задач, которые решаются в ходе их реализации;

3. наиболее рациональной последовательности применения педагогических воздействий в строго определенных социальных и педагогических условиях;

4. способов педагогического воздействия;

5. методов контроля за выполнением отдельных действий, критериев и показателей эффективности работы;

6. временных границ для реализации отдельных этапов педагогической деятельности в социуме;

7. средств активизации подопечных в социуме [40].

По замечанию И. Клемантович, культура мышления и профессионализма социального педагога будет проявляться и в умелом использовании современных диагностических методик для выявления степени эффективности свой работы [22].

При выявлении вероятностных зон конфликтного взаимодействия социального педагога с родителями из опекунских семей мы выделяем толерантное отношение педагога к своим подопечным.

Толерантность мы рассматриваем как одну из характеристик направленности личности, которая выражает ее отношение к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок относительно верований, поведения людей и т.п., и проявляющееся в понижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) [14].

Толерантность — это:

• сотрудничество, дух партнерства;

• отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста
Эстетика оформления групповых помещений Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещени ...

Механизмы аудирования и факторы, обеспечивающие успешность понимания иноязычного текста на слух
Чтобы лучше понять аудирование, как вид речевой деятельности, стоит обратить внимание на механизмы слухового восприятия. Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в резу ...

Своеобразие методики формирования представлений и положительного отношения к комнатным растениям
Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с делом. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы, что делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Отношение к природе выявить гораздо сложнее, так как оно проявляет себя по-разному: в ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru