Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе

Современная педагогика » Анализ формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы посредством труда » Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Например, Н.Ф. Виноградова и Т. Филиппова подчеркивают, что для детей необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окружающими их природными объектами — основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой [2].

Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка [2]. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры.

Воспитание ценностного отношения к окружающему миру тесно связано с проблемой эстетического развития личности. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Данной точки зрения придерживается С.Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте [2]. По мнению В.А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств в дошкольном детстве имеет важнейшую роль, ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.

По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой формирования ценностных ориентаций, именно система ценностей определяет развитие личности. Учеными доказано, что ценностное отношение к окружающей действительности особенно у детей дошкольного возраста в силу их возрастной специфики во многом обусловлено эмоциональным состоянием. Как показало исследование Н.Д. Былкиной и Д.В. Люсина [2], эмоции ребенка, в свою очередь, во многом обусловлены не только внешней ситуацией, но и внутренним его состоянием.

Установлена связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление представлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений. У детей дошкольного возраста постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», что ведет к более высокой степени их осознания. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения. У детей формируются такие качества, как ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль, — все это имеет важное значение для их ценностного развития [2].

Ценность в психологическом словаре рассматривается как любой «объект» (в том числе идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы и ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага.

В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения.

Отношение – в самом общем виде - фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям и свойствам [3].

Это же понятие рассматривается в педагогическом словаре как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди [4].

Ж.Л. Новикова [5] раскрывает понятие «отношение» как избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом, потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

Анализ видов отношений к природе, направленных на формирование позитивного взаимодействия дошкольников с природой, показал следующее.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru