Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе

Современная педагогика » Анализ формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы посредством труда » Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Во-первых, ребенок должен относиться к природе не как к объекту, а как к субъекту (взаимодействие с природой на равных, включение ее в сферу взаимодействий на основе этических норм и правил, признание ценности и значимости природы, построение партнерских отношений с природными объектами).

Во-вторых, отношения с природой должны носить непрагматический характер, то есть ребенок строит свои отношения и взаимодействует с природными предметами из любви и проявления интереса к ним. Эти отношения выражаются в позитивном взаимодействии ребенка с предметами живой и неживой природы [5].

Таким образом, ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить, как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые им при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Нужно не забывать о том, что разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состоянием объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, Подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду [6].

Систематический труд на огороде, цветнике, в саду и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы [7].

Участие детей в труде не только служит необходимым условием для развития практических навыков и умений, но и способствует развитию у него позитивного отношения к природным объектам, помогает ребенку узнать и «принять природу всем сердцем», полюбить ее.

Процесс взаимодействия с природными объектами отличает высокая активность малыша, что стимулирует перерастание его интереса к миру природы в устойчивую потребность в совершении природной деятельности.

Склонность ребенка к участию в природоведческой деятельности подразумевает, что ребенка привлекает не только результат, но и процесс этой деятельности. То есть ребенок получает удовольствие от самого процесса взаимодействия с природой, что приводит к развитию субъективно-эстетического отношения с природными объектами [5].

Необходимо так же упомянуть о формах организации труда в природе. Что же представляют собой принятые в детских садах формы организации труда дошкольников - поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности для воспитания детей таятся в каждой из них? Рассмотрим эти формы работы:

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе
Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое ...

Механизмы аудирования и факторы, обеспечивающие успешность понимания иноязычного текста на слух
Чтобы лучше понять аудирование, как вид речевой деятельности, стоит обратить внимание на механизмы слухового восприятия. Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в резу ...

Проблемы социальной адаптации младших подростков
Развитие человека - сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, так и ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru