Основными выводами, касающимися влияния мотивации в обучении на формирование социально-личностных компетенций студентов, являются следующие: мотивация оказывает влияние на формирование социально-личностных компетенций студентов; социально-личностные компетенции в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин могут формироваться только при условии наличия положительной мотивации к изучению данных дисциплин (и обучения в целом).
Высшее образование в республике Беларусь вступило на путь инновационного развития, происходит его модернизация в русле Болонского процесса. В Республике Беларусь разрабатываются новые образовательные стандарты, где сделана попытка учесть глобальные образовательные принципы. Для того чтобы сегодняшние студенты вузов смогли разбираться в социальных и экономических преобразований в Республике Беларусь, необходимо, чтобы высшая школа была современной и инновационной, а образовательный процесс – открытым и гуманистически направленным. Конечным результатом этого процесса должен стать выпускник с компетенциями не только в своей специальной сфере, но и обладающий социально-личностными компетенциями: умением работать в команде, приспосабливаться к динамично меняющейся ситуации на рынке труда, готовый к дальнейшему повышению квалификации, конструктивно относящийся к критике, готовый к инновационной деятельности.
Важная роль в формировании социально-личностных компетенций принадлежит дисциплинам социально-гуманитарного цикла в вузе. Они способствуют формированию следующих социально-личностных компетенций: компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации, компетенции гражданственности и патриотизма, компетенции социального взаимодействия, компетенции коммуникации, компетенции функциональной грамотности личности, критического мышления. Также социально-гуманитарные дисциплины помогают студентам обрести навыки работы в команде, проектирования и прогнозирования социальных процессов, самостоятельности, ответственности; прививают лидерские качества, воспитывают стремление к достойному выполнению гражданского долга.
Важную роль в формировании социально-личностных компетенций оказывает в процессе обучения личность педагога, его профессиональное мастерство. Только преподаватель с высоким уровнем общепедагогической подготовки и высокой профессиональной компетенцией способен положительно повлиять на формирование социально-личностных компетенций студентов. Владение педагога инновационными методами обучения положительно сказывается на формировании социально-личностных компетенций студентов. Социально-личностные компетенции самого педагога: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, организаторские, коммуникативные влияют на формирование аналогичных компетенций у студентов. Педагог-гуманитарий в большей степени, нежели другие педагоги, выполняет воспитательную функцию в отношении студентов.
Важным фактором, влияющим на формирование социально-личностных компетенций студентов, является мотивация обучения у студентов (в частности, мотивация в отношении изучения дисциплин социально-гуманитарного профиля). Социально-личностные компетенции в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин могут формироваться только при условии наличия положительной (внутренней и внешней) мотивации к изучению данных дисциплин. Исследование показало, что большинство студентов имеют положительную мотивацию к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Тонкости педагогики:
Организация профилактики правонарушений для несовершеннолетних в
образовательном учреждении
Цель практической части: создание условий для выявления взаимосвязи между уровнем досуговой занятости подростков и совершением правонарушений. Задачи: Подобрать объект исследования; Изучить личностные особенности подростка; Организовать проведение методик, анкеты; Провести обработку данных; Дать ре ...
Диагностика уровня развития детей раннего возраста
Для исследования развития детей раннего возраста на базе ДОУ в селе Лариха был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети 3-х лет в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследован ...
Методика ознакомления учащихся с аксиомами в курсе
школьной геометрии
Традиционно-синтетические аспекты занимают ведущее положение в геометрии, служат основой изложения остального материала, способствуют формированию пространственного представления и воображения учащихся (недаром некоторые разделы традиционно-синтетической геометрии(параллельность, перпендекулярность ...